Как показали исследования Института возрастной физиологии Российской академии образования, больше половины современных подростков не умеют, читая, правильно понимать прочитанное. И причины этого заложены в детстве. Проблема в «благом» желании родителей как можно раньше научить ребенка буквам, чтобы гордиться: «А мой в три года сам себе сказки читает!»
Какой подход физиологи считают правильным?
В КАКОМ ВОЗРАСТЕ СТОИТ ДОСТАТЬ АЗБУКУ?
2 - 3 года. Вы хотите омрачить это время малыша буквенной тоской? Не верю, что вы не любите ребенка!
4 - 5 лет. Ребенок уже может анализировать свойства предметов, следовательно, у него обостренное «чутье к языку». Если ваше дитятко уже проявляет интерес к буквам, то 10 - 15 минут в день развивающих игр с небольшими азбучными «вкраплениями» только на пользу. Но если ребенок не может пока сосредоточиться, целенаправленно выполнять задания, сердится на свои неудачи, лучше отступить, чтобы не навредить.
6 - 7 лет. У большинства детей активно развиваются восприятие, внимание, память, мышление. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к обучению, и главное - у него появляется желание учиться. Именно в старшем дошкольном возрасте самое время увлечь ребенка книжками.
Но помните! Занятия по чтению могут навредить вашему ребенку, если вы не учитываете его индивидуальных особенностей и хотите любой ценой научить ребенка читать.
- Конечно, есть дети, которые в четыре-пять лет начинают самостоятельно читать и писать печатными буквами, - говорит директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких. - В таких случаях нужно поддержать интерес ребенка, помочь ему через задания-игры, развивающие внимание, речь, моторику, зрительное восприятие, память. Но таких детей всего 20 процентов. Многих родителей настораживает, что ребенок, зная все буквы, читать категорически не хочет. На самом деле он просто еще не может этого делать. Зачастую давление взрослых столь велико, что дети сначала пытаются читать, а затем отказываются это делать. Бывает другой вариант поведения: ребенок на самом деле различит одну-две буквы в начале слова, а затем пытается это слово угадать.
УЧИМСЯ РАСПОЗНАВАТЬ БУКВЫ
Как показывают исследования профессора Безруких, процесс обучения чтению состоит из нескольких этапов. Ребенок должен сначала научиться различать каждую букву.
- Например, если в слове «мама» ребенок, узнавая букву «а», не забыл «м», то у него уже составится слог, - продолжает Марьяна Михайловна. - Это сложный физиологический процесс. Когда родители навязывают маленькому ребенку изучение букв, а затем учителя в школе заставляют его читать «на скорость», он не осмысливает прочитанного, а лишь механически запоминает и воспроизводит графические знаки. К чтению это не имеет никакого отношения!
Сверхраннее обучение чтению приводит к невнимательности, мешает правильно сформировать зрительную память. Отсюда потом ошибки во время чтения, непонимание смысла слов, связи их в предложении. Самое опасное то, что это потом очень сложно исправить.
ДИАГНОЗ: «ПЛОХОЕ ЧТЕНИЕ»
Как говорят специалисты, плохо читать - значит быть «неграмотным читателем». Такой диагноз ставят, когда человек частично или полностью не воспринимает общего смысла текста, ему трудно выделить основную мысль, пересказать прочитанное, высказать собственное мнение.
Чтобы этого избежать, надо последовательно освоить четыре уровня формирования читательского навыка.
Первый - элементарная техника чтения:
Второй - грамотное чтение вслух:
Третий - грамотное чтение про себя, уже без озвучки материала.
Четвертый - грамотное чтение:
- Каждый этап включает систему навыков, без которых ребенок не может перейти на следующий уровень, - уверена Марьяна Безруких.
МЕТОДИКА «ПОЛТИННИК»
Одна из проблем, считает физиолог, - несоответствие методик обучения чтению современной жизни. Они почти не менялись в течение последних 50 лет.
- Количество плохо читающих детей от начальной школы к старшей увеличивается, - говорит Безруких. - Информационная насыщенность растет с каждым днем, а время, посвященное обучению письму и чтению, сократилось вдвое. Процесс чтения очень сложный и медленный, а у ребенка нет возможности в него погрузиться. По сути, сегодняшние подростки функционально безграмотны.
Термин «функциональная неграмотность» появился в начале 1980-х годов. По определению специалистов ЮНЕСКО, это понятие применимо к человеку, не способному к восприятию короткого и несложного текста. Таких еще называют полуграмотными.
Наших детей в школах плохо учат уже на элементарном этапе: заставляют читать быстро и с артикуляцией, а это невозможно. Не говоря уже о том, что переходу на следующую ступень - грамотное чтение про себя - не учат вообще.
- У кого-то про себя получается само собой, - продолжает профессор. - Но большинство шевелит губами при чтении всю жизнь. Обратите внимание на читающих людей в транспорте. Вы увидите, что большинство проговаривают текст. Такой человек не пропустил информацию через себя, а зрительно складывал буквенные знаки.
И снова вопрос: почему не учат? Оказывается, педагог сам не знает, что должен этому учить, он сам функционально безграмотен и вообще плохо представляет себе, что такое ребенок.
- Главная проблема нашего образования - «бездетная» педагогика, - уверена Марьяна Михайловна. - Работая с детьми, самого ребенка в расчет не берут, его организм не знают, а самое страшное - знать не хотят. В последние годы из стандарта высшего педагогического образования исключили изучение возрастной физиологии. Как работать с ребенком без этого?