Загрузить еще

Федор Муравченко был настоящим Дон Кихотом

Федор Муравченко был настоящим Дон Кихотом
Фото: Самолет «Мрiя» - одно из детищ Федора Муравченко.

Вчера утром возле центрального входа в конструкторское бюро «Ивченко-Прогресс» собрались тысячи запорожцев, люди шли и шли сюда бесконечной вереницей. Город прощался с генеральным конструктором КБ Федором Муравченко. Он скончался в одной из больниц города. До своего 81-летия он не дожил чуть больше месяца.

«ЗАПУСТИЛ» АН-74, ЯК-42, «РУСЛАН», «МРІЮ»

Муравченко был действительно знаковым человеком в истории отечественного авиастроения.  Самолеты, на которых летал весь Советский Союз, работали как раз на двигателях, разработанных Федором Михайловичем. Он участвовал в создании 44 типов и модификаций авиадвигателей. Обосновал и воплотил в жизнь концепции создания семейства турбореактивных двигателей, которые по отдельным направлениям не имеют аналогов в мире. По его концепциям созданы и введены в серийное производство: первый отечественный турбореактивный двигатель Д-36. На нем летали и продолжают летать Ан-72, Ан-74, Як-42. Еще одним его двигателем - Д18Т - оборудованы «Руслан» и  «Мрія». И это далеко не все заслуги Федора Михайловича. 

- Это выдающийся авиаконструктор, он причастен ко многим знаковым разработкам в области авиадвигателестроения, - с грустью в голосе сказал главный конструктор КБ и друг покойного Анатолий Щелок. - А помимо работы Федор Михайлович любил природу, рыбалку и охоту. Кстати, он никогда не возвращался домой без добычи. Чего не скажешь обо мне, несмотря на то что мы сидели с удочками в одной лодке.

СТРАСТНЫЙ ОХОТНИК И РЫБОЛОВ

- Он любил не столько охоту, сколько природу, добыча была на втором месте. Прогулка, пикник, беседы у костра - вот что он ценил, - добавил первый заместитель руководителя предприятия, главный инженер Георгий Пейчев. - При этом был неприхотлив. Мы могли в посадке расстелить покрывало, выпить по рюмке, полежать на траве, вспомнить прошедшие годы, порадоваться жизни…

- Из жизни ушел настоящий Дон Кихот. Федор Михайлович ведь очень любил эту книгу Сервантеса и сам походил на знаменитого идальго, - рассказал замгубернатора Запорожской области Александр Бережной. - Даже когда он видел, что перед ним - непробиваемая бетонная стена, все равно пытался ее снести. Благодаря этим качествам Муравченко помог выжить своему предприятию в сложнейших экономических условиях.  А такой коллекции статуэток Дон Кихота, как у Муравченко, нет ни у кого в мире - только в кабинете собраны около 60 экземпляров,  дома их намного больше!

Федор Муравченко был прекрасным семьянином, любимым мужем, дедушкой, прадедушкой. Несмотря на постоянную занятость, для родных всегда выкраивал время и отдыхал с ними душой. Его жена всю жизнь проработала на том же КБ, и сегодня, в свои 80 лет, трудится здесь переводчиком. И дети пошли по стопам отца: сын был главным конструктором на «Ивченко-Прогресс», а дочь и сейчас работает там инженером. 

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Федор Муравченко родился 18 марта 1929 года в селе Запорожье-Грудовато Днепропетровской области. Закончил авиамоторостроительный факультет Харьковского авиационного института. Начинал свою карьеру в 1954 году инженером-конструктором. После занимал множество других должностей.

В 1994 году стал генеральным конструктором, руководителем предприятия ГП «Ивченко-Прогресс», а в 2007-м - председателем совета корпорации «НПО «А. Ивченко».