«Взгляд из вечности. Ад»
Александра МАРИНИНА. «ЭКСМО», 2010 год
Анна БАЛУЕВА
Это завершающая часть трилогии с общим для всех частей названием - «Взгляд из вечности...», в котором сразу чувствуется серьезная заявка автора. Особенно если учесть, что до этого Маринина писала ментовские детективы. А дальше в такой последовательности: «...Благие намерения», «...Дорога», «...Ад». А это уже, сами понимаете, не баран чихнул, а концепция.
В «Аду» за Романовыми продолжают подглядывать сквозные герои - Ворон, Змей, Ветер и Камень. Но они не вуайеристы какие-нибудь вульгарные, а отвечают за метафизическое брюзжание: ставят, значит, моральные проблемы. Что лучше: любовь или справедливость? А надо ли терпеть и жертвовать? В общем, все в русле кризисного тренда «даешь духовность» и немного навязчиво. Сразу вспоминаешь слова Уайльда: «Господи, избавь меня от физических страданий, а с моралью я как-нибудь сам разберусь».
Меж тем судьба самих Романовых идет под откос. Если в первых двух частях их жизнь булькала более-менее ровно, то теперь, в «Аду», их совсем что-то скрутило в бараний рог. Любовь летит в тартарары, ложь прет изо всех щелей, герои ищут любые возможности быть несчастными. При этом в семейную сагу вплетен детективный сюжет.
Если бы не легкое раздражение из-за разжевывания самых примитивных мыслей персонажей да местами казенно-протокольный язык (к примеру: «Ей было поручено разобраться в финансовой состоятельности партнеров»), то на выходные книжка - класс! Настя Каменская отдыхает.
«Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана»
Издательство «АСТРЕЛЬ», 2010 год
Дарья ЗАВГОРОДНЯЯ
Лилианна Зиновьевна Лунгина - переводчик художественной литературы, одна из тех исторических старух, которые видели всех - от Сталина до Горбачева. Чтобы было понятно шире - мама знаменитого режиссера Павла Лунгина. Она открыла для русского читателя Астрид Линдгрен, Августа Стриндберга, Бориса Виана, Ромена Гари. А в 1997 году открыла свои воспоминания о советской эпохе - в документальном фильме Олега Дормана «Подстрочник». И вот недавно, уже после смерти героини, Дорман издал книжкой ее киномонолог, отредактировав стенограмму. «Показывать монолог Лунгиной четыре вечера подряд - акция рискованная. Мол, вы ж понимаете, как отнесутся ширнармассы к поучениям старой еврейки», - говорит Леонид Парфенов в предисловии. Но нет там никаких поучений. Первая половина книги - чудесный авантюрный роман. Заграница, Берлин, кукольный Париж и потом - Советская Россия, лохмотья и беспризорники, спящие в котлах. Поджигание чемберленова чучела на Лобном месте и пляски вокруг него. Дворник, который попал в сумасшедший дом, «потому что днем он скреб снег, а ночью ходил по квартирам» в качестве понятого. Фрейлина императрицы, которая работает поломойкой. Вот этот географический контрапункт Париж - Москва - самое увлекательное место. Потом не так интересно. Лилианна Зиновьевна увлеклась «большой историей» и отодвинула свою, «малую», ради которой мы и покупаем книжки. Одни стучали, других сажали, прослушивающее устройство на кухне прозвали «Шуриком», преследовали Зощенко, Ахматову и евреев - читать об этом в сотый раз? Ну можно в общем-то, не убудет нас, но скучновато. Рассчитана эта история на массового читателя. Например, есть такая сноска: «Иностранка» - журнал «Иностранная литература». Видимо, для самых массовых.
POPLEX
Артемий ТРОИЦКИЙ. Издательство «Амфора», 2009 год
Анна БАЛУЕВА
Музыкальный критик Артемий Троицкий составил словарь поп-лексикона, где сформулировал определения всех возможных в этом мире музыкальных направлений, собрал сленг - в общем, создал отличный ликбез в области современной музыки.
Это не самая зажигательная книга веселого Артемия Кивовича. Что правда, то правда (в этом он честно покаялся в предисловии). Никаких едких наездов на попсу и шоу-бизнес. Видимо, пришлось Троицкому наступить на горло собственной песне. Во имя чистоты жанра - словарь все же, а не памфлет какой-нибудь. Причем наступал Артемий два раза. Первый раз в 80-х, когда, собственно, и сочинялась первая версия поп-словаря, и вот сейчас - когда назрела необходимость реанимации. Троицкий уверен в практической пользе своего «ПОПЛЕКСА»:
- Всем нынешним меломанам, даже самым ушлым, он сослужит добрую службу: прояснит, объяснит, разложит по полочкам, поставит в контекст, выявит истоки и наметит перспективу. Есть масса словечек, которые нормальному человеку неизвестны: кавер-версия, трип-хоп, промоутер, - я их объясняю как надо. Вот так вот.
Самыми полезными, на наш взгляд, будут главы о попсе и о роке (русском, конечно же). Так или иначе, но именно эти два направления России какие-то специфические, спорные, и определения такого авторитета, как Артемий Троицкий, помогут отделить мух от котлет.
Сам Троицкий в последнее время, впрочем, как и всегда, успешно сочетает полезное с приятным. Пробыв какое-то время холостяком, в январе он снова женился. Венчание состоялось в православном храме XII века в Черногории, жену Троицкого зовут Вера.
- Я наконец осуществил мечту каждого советского фарцовщика - женился на иностранке! Вера - гражданка Белоруссии. И теперь я счастлив, чего и вам желаю.