13 ноября
Загрузить еще

Замкомандира «Альфы» Виталий И-КО: «Наши парни умеют бегать над водой. Причем довольно быстро...»

Замкомандира «Альфы» Виталий И-КО: «Наши парни умеют бегать над водой. Причем довольно быстро...»
Фото: «Альфовцы» сильны и на море, и на суше, и в воздухе.

На минувшей неделе опубликован Указ президента Виктора Ющенко, которым вводится в действие ранее принятое решение СНБО об участии нашей страны в военно-морской операции Европейского союза «Аталанта» (полное название - EU NAVFOR ATALANTA). Этот шаг продиктован критической ситуацией с судоходством в районе Африканского Рога, участившимися нападениями сомалийских пиратов на наши судна. 

Замкомандира Центра спецопераций «Альфа» СБУ Виталий И-ко (полную фамилию старшего офицера руководство СБУ просило не разглашать) по возвращении из предполагаемого района несения боевого дежурства на африканском континенте дал интервью «Комсомолке».

НАПАДЕНИЕ ЗА 500 МИЛЬ ОТ БЕРЕГА

- Виталий, как морским разбойникам удается так далеко уходить от берега - ведь они нападают с маленьких лодок-плоскодонок?

- Атаковать беззащитные сухогрузы за 300-500 миль от побережья им позволяет «матка» - барражирующее в открытом море крупное судно, с которого на перехват жертвам бросаются небольшие маневренные катера с мощными подвесными моторами. Пираты и нападают молниеносно, и уходят стремительно, когда получают отпор.

- Отпор они получают, прямо скажем, не часто…

- Пираты не глупы. Они уважают силу. И если звучит даже предупредительная (не на поражение) ответная стрельба, предпочитают в конфликт не ввязываться, уклоняясь от открытого столкновения. Не говоря уже о стрельбе прицельной - тут разбойники панически обращаются в бегство. Но Морская конвенция запрещает иметь на гражданских судах оружие.

- Очертите возможную зону ответственности «Аталанты».

- От Кении, Сейшельских островов - мимо Сомали - до Йемена. А также проход в Красное море.

- Уже есть такие отряды в рамках «Аталанты»?

- Предложение от ЕС было адресовано 3-4 странам. Насколько мне известно, положительный отклик пришел только из Украины. Швейцарский парламент проголосовал против участия своих силовиков в этой операции. По другим данным, они хотели размещаться на немецких кораблях, однако получили отказ. Со своим решением определяются хорваты. О других странах ничего сказать не могу.

Тяжело в учении - легко в океане. Тренировки по освобождению условных заложников.

- Как будете охранять суда?

- В районе Африканского Рога ежесуточно проходит 70-80, а иногда и более 100 торговых судов. Поэтому имеющиеся в наличии военные силы «Аталанты» обеспечить им надежную охрану не могут. Сейчас создают караван из нескольких гражданских судов, один военный корабль возглавляет его, второй замыкает, и в таком порядке они проходят «пирато­опасный» отрезок пути. По тем или иным причинам не все суда успевают вписаться в эту группу (кто-то вырвался вперед, кто-то отстал) и становятся жертвами нападения.

«Альфе» предложили, чтобы группа наших военнослужащих размещалась на торговых судах и охраняла их. Это намного дешевле, мобильнее и эффективнее.

- Как разрешены проблемы международного морского права? Ведь на торговых судах нельзя находиться людям с оружием - это, как вы сказали, запрещено Морской конвенцией.

- Вопросы сейчас согласовываются. Представители ООН и ЕС оговаривают, что размещение военных будет разрешено лишь на тех судах, которые перевозят грузы в рамках Всемирной продовольственной программы (ВПП). Это продукты питания и товары двойного назначения (ТДН). Но это не только украинские суда или экипажи, но и другие тоже.

30 «ШТЫКОВ» С БАЗОЙ В МОМБАСЕ

- А как насчет судов типа «Фаины», с грузом оружия, боеприпасов и военной техники на борту?

- Если «Фаина» или другое судно идет с зерном, мукой в рамках ВПП или ТДН, что подтверждается документами, - охраняем безоговорочно.

- Разве танки, ракеты, снаряды, которые везла «Фаина», - двойного назначения?

- Безусловно, нет. Суда с сугубо военными грузами мы охранять не будем. Наша задача - обеспечить их безопасность и не выйти за пределы зоны ответственности. То есть в кенийском порту Момбаса группа «альфовцев» загружается на борт судна, следующего мимо Африканского Рога, и обеспечивает охрану этого транспорта от нападения пиратов вплоть до выхода из опасной зоны на севере Сомали. А затем, пересев на встречное судно, идет вместе с ним обратным курсом.

- Чем вы вооружены?

- Предварительно речь идет об обычном штатном вооружении - пистолетах, автоматах, пулеметах, гранатометах, снайперских винтовках. Могу однозначно сказать: чем громче будет это оружие стрелять, тем лучше. Никаких глушителей. Психологический, шумовой эффект с повестки дня никто не снимал.

- Какой численности группа охраны одного судна?

- 10 человек. Предоставляем три группы.

НЕПРИЯТНЫЙ СЮРПРИЗ ДЛЯ КОРСАРОВ

- Где на охраняемом судне нашим специалистам предписано находиться - на носу, корме, в рубке, вдоль бортов?

- Давайте без детализации. Вашу газету в Интернете и пираты читают (кое-кто из них, как писала «Комсомолка», учился в Союзе, неплохо знает русский язык) - не будем раньше времени раскрывать служебные секреты.

- Верно ли, что действия пиратов координируются мощным аналитико-разведывательным центром в Европе или Северной Америке под прикрытием легальной морской структуры?

- Все возможно. Судя по тому, как самоуверенно и безнаказанно ведут себя пираты - так и есть.

- И в этом центре, и в пиратской среде уже известно о планах «Альфы»?

- Полагаю, да. Это центр очень сильный, оснащенный по последнему слову техники оружием, системами GPS, спутниковыми средствами коммуникаций, с серьезными специалистами в различных сферах деятельности. Они отдают отчет в том, что с нашим приходом в Африку им неизбежно придется сворачивать свою активность в районе Сомали и уходить в другой регион...

- Нельзя ли военным нескольких стран ЕС провести какую-нибудь сокрушительную наземную операцию, дабы навсегда отбить у пиратов охоту нападать на гражданские суда?

- Теоретически - можно. Военные понимают: бороться с пиратами на море довольно трудно. Гораздо эффективнее делать это на суше. Но даже на международном уровне вопросы не решаются - этому чинятся серьезные препятствия. Это на руку и сомалийцам - в стране царят хаос, безвластие, не с кем вести переговоры, не к кому апеллировать, вакханалия полная. В такой мутной воде ловить рыбку нечистым на руку людям очень выгодно...

- Предполагалось, что «Альфа» отправится к новому месту службы чуть ли не сразу после Нового года...

- Урегулированы еще не все правовые вопросы и тонкости. Чтобы внести изменения в Морскую конвенцию о пребывании военных на борту гражданских судов, необходима резолюция СБ ООН. Предположительно начнем работу в феврале. Или даже в марте.

- Привет передать не хотите пиратам через нашу газету, раз уж они ее читают в Сети?

- Могу. Передайте, во-первых, что у нас есть очень эффективное лазерное оружие, во-вторых, что с 1500 метров наши парни попадают в 5-копеечную монету, а в-третьих, умеют бегать... над водой, причем довольно быстро...

Фото АП.

ЛИКБЕЗ «КП»

Что такое «Аталанта»?

Специальная военно-морская операция Европейского союза по противодействию международному пиратству в районе Африканского Рога.

Решение принято главами МИД стран - членов ЕС в Брюсселе в декабре 2008 года. Общая численность - около 1200 человек.

Кроме членов ЕС, к участию в миссии привлечены военные силы США, России, Японии. Рассматривалась возможность отправки в район Сомали фрегата ВМС Украины «Гетман Сагайдачный» с вертолетом палубной авиации на борту.

Изначально предполагалось, что ООН под эту операцию выделит деньги Украине. Однако этого так и не произошло. На поддержание антипиратской миссии из госбюджета Украины выделено 30 миллионов гривен. Сумма предназначена на первоочередные нужды: доставку, обмундирование, вооружение, дооснащение...

БЫЛО ДЕЛО

Однажды группу сомалийских пиратов, захвативших голландское торговое судно, обезоружили и задержали военные из Нидерландов. Морских разбойников судили на территории Голландии. Когда через некоторое время правозащитники поинтересовались, как те себя чувствуют и не ущемляют ли их гражданские права, чернокожие узники в один голос заявили: «Да у вас в тюрьме условия в сто раз лучше, чем в Сомали на свободе. Мы отсюда никуда и выходить не хотим!»

Теперь власти Нидерландов ломают голову, что с ними делать после выхода на волю.

СПРАВКА «КП»

Самые громкие ЧП с нашими моряками у берегов Сомали

2005 год. Сухогруз «Панагия». Экипаж - 22 украинца. Находились в плену с 18 по 26 ноября. Уплачен выкуп - $700 тысяч.

2008 год. Судно «Леманн Тимбер». Команда смешанная (в том числе 4 украинца). В плену 42 дня. Выкуп - $750 тысяч.

2008 год. Сухогруз «Фаина» с крупной партией оружия и боеприпасов. Экипаж сборный (в том числе 17 украинцев). В плену 4 месяца. Выкуп - $3,2 млн.

2009 год. Балкер «Ариана». Захвачен 2 мая. Команда - 24 украинца. Освобождены 10 декабря. Выкуп - от $2,8 до 3,5 млн (абсолютно точных данных нет).