В САЛОНАХ - ТИШИНА
По итогам 2009 года продажи новых автомобилей в Украине сократились на 72%. Всего было продано 175 165 легковых авто, что в 3,5 раза меньше показателя 2008 года. Немного выручили дилеров новогодние праздники: в декабре украинцы, видимо, решили порадовать себя - и продажи по сравнению с ноябрем выросли на 12,5%.
Еще хуже обстоят дела у украинских автопроизводителей. Избалованные налоговыми льготами, они так и не сумели в кризисных условиях составить конкуренцию импортным машинам. По данным аналитиков, производство автомобилей в Украине за прошлый год сократилось на 83,6% - до 69 295 единиц. То есть снижение больше, чем падение рынка в целом.
Сейчас многие автосалоны еще не распродали модели 2008 года. Однако снижать цены никто не собирается.
- За последнее время у нас выросли цены на все модели в среднем на 10%, - говорит Сергей, менеджер одного из столичных автосалонов. - Руководство пока ничего не говорит, но не исключено, что с конца января начнут действовать скидки. Ведь на складах у нас еще есть машины 2008 года выпуска, и их нужно продать.
Между тем за тридцать минут, проведенные в салоне, мы были в нем единственными посетителями.
НА БАЗАРЕ - ВСЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ
Отправляемся в выходной день на столичный авторынок. И продавцов, и покупателей много. Еще на подъезде к главному входу каждый автомобиль встречают десятки перекупщиков, которые чуть ли не бросаются под колеса. Они обычно предлагают за автомобиль цену на 5-10% ниже рыночной, зато продавцу не нужно будет несколько дней стоять на морозе.
Заходим на рынок. Машин хватает. Подходим к мужчине, который интересуется двухлетней Skoda Octavia.
- Я не вижу сейчас смысла покупать новую машину, - откровенничает Олег. - За двух-трехлетнюю машину здесь просят в полтора раза дешевле, чем в салоне. За это время на многих автомобилях только обкатка двигателя проходит, 45-60 тысяч километров - это не пробег для хорошей машины. У меня есть знакомый мастер, я отгоню ему выбранный автомобиль, и он скажет, настоящий ли пробег или перед продажей спидометр был «скручен».
Видимо, такого же мнения придерживаются и остальные украинцы. Хотя экономический кризис затронул и вторичный рынок автомобилей, здесь снижение нельзя назвать катастрофическим. По данным аналитиков, объемы продаж б/у автомобилей сократились «всего» на 25%. В 2009 году в Украине на вторичном рынке было реализовано около 300 тыс. автомобилей, что почти в два раза превышает объемы продаж новых авто. Эксперты объясняют это тем, что вторичный рынок фактически не зависит от банковского кредитования, тогда как более половины продаж новых автомобилей осуществлялось с помощью займов.
Будет ли расти доля продаж новых авто, зависит от того, возобновится ли в Украине автокредитование и будут ли снижаться ставки банков.
А как у них?
В РФ продажи российских машин упали на 65,9% по сравнению с 2008 годом. Статистика по иномаркам получше: завезенные в страну автомобили расходились на 52,7% хуже, а собранные в России - на 48,1%.
Европейский авторынок, падение которого началось в конце 2008-го, во второй половине минувшего года начал восстанавливаться благодаря программам по стимулированию спроса в ряде стран Западной Европы. В результате продажи новых автомобилей в Старом свете по итогам 2009 года снизились всего на 1,6%. Правда, в сравнении с 2007 годом падение уже более серьезное - 9,5%.