КОЛЛЕКЦИЯ ВЕЛИКИХ
Появление на свет гениального ребенка всегда считалось делом случая. Теоретически гениальный ребенок может родиться в любое время года. И в любой стране. Но российский исследователь Евгений Виноградов однажды попробовал поискать закономерности в столь, казалось бы, случайном процессе. И нашел их.
Раньше Евгений Сергеевич работал инженером по аэродинамике в филиале Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского (ЦАГИ). А выйдя на пенсию, стал коллекционером. Собирал настольные перекидные календари. Просматривая их, заметил: какой год ни возьми, на февраль приходится больше юбилеев знаменитых людей, чем на другие месяцы. Заинтересовавшись, проштудировал 40 томов Большой советской энциклопедии. Выписал даты рождения 20 тысяч знаменитых художников, поэтов, писателей, ученых, родившихся в период 801 - 1950 годов. Потом из различных источников собрал сведения о времени и месте рождения 757 нобелевских лауреатов из 61 страны. В результате кропотливой работы получился график: своеобразная кривая рождаемости гениев.
Свои работы ученый опубликовал в серьезном научном журнале «Вопросы психологии» под интригующими названиями: «О физических факторах интеллекта» и «Изменение частоты рождений одаренных людей в разных фазах 11-летнего солнечного цикла за 1100 лет».
- Независимо от века и даже пола максимальное число гениальных людей, вошедших в историю, родились зимой, - убежден Виноградов. - Пик приходится на февраль, а спад - на июнь и август. Причем в холодную половину года (ноябрь - апрель) талантов родилось в 1,14 раза больше, чем в теплую. Эта закономерность действует и в Южном полушарии, но строго наоборот: больше талантов рождается в июне, когда там зима, и меньше в феврале.
- А как же Пушкин, Репин, Александр Македонский, Гете, Резерфорд? Они-то родились летом! - возразит любой.
- Есть, конечно, исключения, - не смущается Виноградов. - Мои графики говорят лишь об одном: вероятность рождения одаренного человека зимой значительно выше, чем летом.
ТАЛАНТЛИВАЯ ШИРОТА
Собранные Виноградовым данные также позволили сравнить доли одаренных людей, родившихся в разных широтах Земли. И оказалось, что в высоких широтах таланты рождались явно чаще. Так, в 40 раз больше нобилевских лауреатов родилось на широте 60 градусов, чем на широте 20 - 30 градусов. Яркий пример: «кучность» нобелевских лауреатов в Финляндии, Швеции и Норвегии. Их там оказалось почти в 9 раз больше, чем в Португалии, Испании и Италии, вместе взятых.
Такая же закономерность прослеживалась и для других знаменитостей. Но, может быть, дело лишь в том, что область между 50-й и 60-й широтами - это наиболее плотно населенная часть Земли?
- Не исключено, что одной из главных причин рождения гениев зимой являются вспышки на Солнце, - считает исследователь. - Еще известный ученый Александр Чижевский, изучая циклы солнечной активности, установил: Солнце влияет на многие земные процессы - эпидемии, революции, войны. И, скорее всего, с солнечными всплесками связана и сезонная гениальность. Ведь вспышки происходят преимущественно в январе - феврале - марте, поэтому и одаренных людей рождается в это время больше.
Влияние солнечной активности на мозг новорожденного Виноградов объясняет так:
- Вспышки - это усиленный поток ионизирующего излучения. Его физическая природа известна, а свойства уже используются, например, в сельском хозяйстве. Если семена перед посевом облучить, побеги из них вырастут более пышными и жизнестойкими по отношению к необлученным.
Облучение усиливает главный признак живого организма или растения, по которому природа ведет эволюционный отбор. В эволюции же человека основным было совершенствование мозга. Вот и механизм гениальности: произошла вспышка на Солнце - получай «урожай» одаренных людей.
КИСЛОРОД ДЛЯ УМА
Правда, по словам Виноградова, для появления на свет гения должно быть соблюдено еще одно очень важное условие. Биологическое воздействие радиации на живую ткань резко усиливается, если в ткани много кислорода. А как раз зимой, что еще раз подтверждает теорию Виноградова, кислорода гораздо больше, чем в летние месяцы.
- Замечено, что у женщин, получавших во время родов кислород, дети обгоняют в умственном развитии сверстников, - подчеркивает исследователь. - Налицо кислородная стимуляция задатков.
Кроме того, содержание кислорода в воздухе зависит и от широты, на которой живет человек. Его становится больше от экватора к полюсам Земли, то есть на той пресловутой 60-й широте! В связи с этим автор открытия формулирует гипотезу «младенческого просветления». Чем выше уровень радиационного фона (вспышки на Солнце) и содержание кислорода в воздухе при образовании в мозгу ребенка нейронных микросетей на самых последних этапах внутриутробного развития, тем больше микросетей образуется и тем выше умственные способности человека.
ДРУГАЯ ВЕРСИЯ
«Умный» ледниковый период
Возможно, что люди стали умнеть благодаря холоду во время ледникового периода. К такому неожиданному выводу пришли американские исследователи.
- Мы нашли доказательства того, что увеличение размеров мозга человека совпало с глобальным понижением температуры, вызванным ледниковым периодом примерно 2,5 миллиона лет назад, - сообщили биологи Давид Шварцман и Джордж Миддендорф из Университета Говарда в Вашингтоне, округ Колумбия. - Тогда объем черепной коробки неожиданно (по эволюционным меркам) подрос с 600 миллилитров до 1 литра.
Причина, по мнению ученых, была в том, что природа создала мозгу условия для хорошего охлаждения.
Дело в том, что примерно половина энергии, вырабатываемой организмом, идет на работу мозга. И тут выделяется большое количество тепла, от которого необходимо избавляться. Чтобы не перегреться. А в жарком климате большой мозг перегревался бы. Вот он и оставался маленьким.
Исследователи вычислили, какая средняя температура воздуха на Земле позволила бы мозгу расти и при этом эффективно избавляться от избытка тепловой энергии. И оказалось, что было бы достаточно снижения на 1,5 градуса по Цельсию.
Исследователи сравнили графики падения средней температуры и роста мозга. И они совпали. Тем самым американцы, хоть и косвенно, но подкрепили теорию Виноградова. В северных широтах мозгу лучше.
Правда, возникает вопрос: не лишит ли человечество Пушкиных и Эйнштейнов нынешнее глобальное потепление?
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, один из авторов книги «Психология одаренности» Светлана Чурбанова:
- Чтобы стать гением, недостаточно родиться в правильном месте и в правильное время. Одаренность - сложный феномен. Она зависит от бесконечного числа факторов. Например, существуют исследования, где анализируется постепенное социальное влияние семейного окружения на будущих лауреатов Нобелевской премии. Специалисты изучили пять поколений предков лауреатов - кем были их родители, прародители. Оказалось, что сначала это были простые крестьяне, потом зажиточные крестьяне, учителя, священники, и только затем - профессора университетов. И уже их дети получили мировую награду. На мой взгляд, в появлении на свет гения более важно влияние родителей, педагогов, друзей, а не наследственность и не солнечная активность. И главное - той эпохи, в которую они родились.
Тест «Гений ли вы?»