Гений всех времен и народов – Леонардо да Винчи обвиняется в создании величайшей в истории художественной подделки: Туринской плащаницы. Обвинителем выступила Лилиан Шварц, американская художница, консультант Школы визуальных искусств в Нью-Йорке.
Госпожа Шварц тщательно изучает наследие Леонардо аж с 1980-х годов. Это она впервые выдвинула сенсационную гипотезу о том, что Мона Лиза – это автопортрет самого художника. С тех пор ее точила мысль, что такой же трюк – использовать собственное изображение как модель для создания другого образа - Леонардо мог проделать и с Иисусом. Гению позволено все!
И вот сегодня ей, вероятно, удалось вывести да Винчи на чистую воду. С помощью специальной компьютерной программы она проанализировала два изображения: известный автопортрет художника и якобы посмертное изображение лица Христа, сообщает The Daily Mail. Сходство оказалось поразительным!
|
- «Христос» оказался едва ли не зеркальным отражением лица великого мастера, - уверяет госпожа Шварц. - Почти все черты лица идеально совпадают, в том числе кончик носа, губы и глаза.
По словам исследовательницы, Леонардо нанес свой автопортрет на кусок полотна, покрытый светочувствительным составом, с помощью камеры-обскуры. Это простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Камера представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5–5 милиметров, создают перевернутое изображение на экране. К слову, позже на основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры. Первые упоминания о камере встречаются еще в IV веке до нашей эры в трудах китайского философа Мо Ди. А для зарисовок с натуры первым это устройство использовал как раз Леонардо да Винчи. Он также подробно описал ее в своем «Трактате о живописи».
|
- Если бы да Винчи знал, что после его смерти, спустя почти 500 лет, люди преклоняются перед плащаницей, как перед божественной святыней, он бы громко расхохотался, - предполагает другой исследователь, историк-любитель Линн Пикнетт.
Является ли вообще Туринская плащаница подделкой – до сих пор не ясно. Тем не менее, профессор Центра Туринской плащаницы в Колорадо Джон Джексон сомневается в выводах г-жи Шварц. По его словам, изображение плащаницы впервые встречается на медальоне XIV столетия, почти за сто лет до рождения Леонардо. А проведенный в 1988 году радиоуглеродный анализ фрагмента ткани несостоятелен, поскольку образец был загрязнен. Возможно, ученые подойдут ближе к истине в 2010 году, когда реликвию вновь выставят на всеобщее обозрение.
|