...Этот отряд, сформированный в дни работы комсомольского съезда, состоял из 600 бойцов, многим из которых тогда было по 18 - 20 лет. Часть из них осела в Тынде, часть добралась до Усть-Кута. (Кстати, в то время эти названия знал наизусть каждый советский человек.) Потом получили многотысячное подкрепление, и давай кромсать - иногда даже киркой! - точно Павки Корчагины, сибирскую мерзлоту, врубаясь, так сказать, в историю...
Сегодня, отмечая очередной бамовский юбилей, можно было бы, как это уже не раз случалось, порассуждать на тему: дескать, перед молодежью партия и правительство поставили тогда «мнимые идеологические цели». (Я много раз бывал на БАМе и не видел тогда там ни одного «обманутого строителя».) И вообще, мол, все рельсы на этой магистрали, как и прежний режим, «съела ржавчина». Причем вместе со шпалами.
На этот раз мы решили не философствовать на эту «ржавую тему». И позвонили человеку, который проехал весь сегодняшний БАМ и знает о нем не понаслышке...
О ЧЕМ ПИСАЛА 35 ЛЕТ НАЗАД «КОМСОМОЛКА»
«Уже двое суток спецпоезд № 14 идет на Восток. В окна светит луна. Мелькают редкие огни.
...Сразу видно: поезд везет строителей
БАМа. На вагонах крупные надписи: «Даешь БАМ - магистраль века!», на окнах плакаты, рисунки. Есть даже стихи:
Это правда, что в наши года
Ярче звезды и небо синее.
Это правда, что тянет туда,
Где труднее, где ветер сильнее...
В спецпоезде можно услышать разную речь. Едут строители: украинцы, русские, грузины, белорусы, таджики - представители 40 национальностей.
...Ликуют шофер Люда Трофимова и автомеханик Виталий Овсянников. Узнав о бамовском отряде, они специально приехали в Москву из Прибалтики, нашли отряд и добились своего - в последний миг их зачислили.
...А это совсем из ряда вон выходящее событие. Обнаружен «заяц»! Ему удалось пробраться в поезд и оставаться некоторое время незамеченным...»
Г. Бочаров.
«Спецрейс на Восток», «КП», 30 апреля 1974 г.