22 декабря
Загрузить еще

Почему из Киева выживают частных перевозчиков?

Почему из Киева выживают частных перевозчиков?
Фото: Жители столицы заметили, что маршруток в городе стало меньше.

Транспортники пришли в редакцию «КП» пожаловаться на местную власть.

В Киеве стало заметно меньше маршруток. И это притом что и раньше во многие из них втиснуться в час пик было большой проблемой. Почему так происходит? Чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, мы позвали в редакцию представителей частных и коммунальных автопредприятий, Главного управления транспорта столичной мэрии и местной ГАИ. Увы, к нам пришли только председатель представительства Госкомитета по вопросам предпринимательства в Киеве Виталий АПОСТОЛОВ, генеральный директор ОАО «Транс-Групп» Владимир НАЗАРЕНКО и директор автофирмы «АБВ-1991»*. А вот коммунальные перевозчики, представители мэрии и ГАИ, несмотря на предварительные договоренности, на встречу так и не явились...

Частники скоро сами прекратят работу?

Павел Динец: - Наши читатели сигнализируют, что в Киеве стало меньше маршруток на городских линиях. Почему?

Владимир Назаренко: - Это правда, проблема такая существует, и нехватка водителей у нас действительно ощущается. Причем это касается не только городских маршрутов, но и пригородных. С 10 января, когда началась спецоперация ГАИ по наведению порядка на дорогах и некоторые водители были лишены водительских прав, многие водители (а они до 80% - некиевляне) уехали домой переждать это время.

Есть и еще ряд причин: возросшие цены на топливо, запчасти, расходы на жизнь. И при всем этом городские власти Киева постоянно оттягивают момент поднятия платы за проезд.

В результате если цена на дизтопливо поднимется еще на 50 копеек, то властям не надо будет частного перевозчика и останавливать - мы остановимся сами: просто не за что будет заправляться.

П. Д.: - Кажется, это должно было случиться с 1 января?

В. Н.: - Да, но не случилось. Причем заметьте: власти Киева заключают с нами договора на три года. И вот этим летом у многих из частных перевозчиков истекает их срок действия. И власти, конечно же, могут этим воспользоваться. До истечения срока договоров они поднимать цены не будут, а потом проведут тендер, на котором предложат работать по старым ценам. И вряд ли частники смогут пойти на такие условия…

А вот что касается качества обслуживания пассажиров. В свое время я 20 лет отработал в коммунальных автопарках и хорошо знаю, что творится там. Хоть все и говорят, что в частные автопарки принимают кого угодно, поверьте: в коммунальных автопредприятиях та же картина! Более того, водители, работающие в частных парках, более ответственны - ведь им надо заработать и они дорожат своим местом. Чего не скажешь о «коммунальщиках». Это раньше их удерживали перспективами за 20 лет работы получить квартиру, а теперь ничего такого нет. И получается, что их водитель ничем не привязан к своему предприятию. Так же, как и наш водитель - к нашему предприятию.

Передел транспортного рынка - из-за Евро-2012?

П. Д.: - А вы как считаете, чем сейчас можно удержать хорошего водителя на предприятии?

Иван ФЕДОРЕНКО*: - Нами построены общежития, столовые с бесплатным питанием для водителей, СТО для обслуживания автобусов. Но все же доминирует в этом вопросе, конечно же, зарплата. И мы, частные перевозчики, вполне могли бы держать лучших водителей, если бы работали в нормальных рыночных условиях. Но, увы, сейчас властями Киева для коммунальных парков созданы искусственные преимущества - имеются ввиду огромные дотации из городского бюджета. Получается, одним помогают, а других давят. Это не что иное, как уничтожение частного капитала, инвестора.

Причем не забывайте, на это смотрит вся Европа! Ведь, во-первых, Киев - столица, во-вторых, скоро нам проводить Евро-2012.

Кстати, как я думаю, выжимают частного перевозчика из столицы именно из-за приближающегося Евро-2012. Ведь представьте, какие огромные инвестиции придут в Украину, в частности в Киев. И конечно, кто же не хочет получить их именно через подконтрольные предприятия?

…Еще очень обидно слышать, как власти создают в прессе такое отношение к частным перевозчикам, будто мы что-то плохое делаем для людей. Мол, у нас на уме одна нажива и т. п. И под этот шумок уничтожается то, что было наработано нами за многие годы. Вспомните, когда в начале 90-х годов городской транспорт был парализован из-за перехода на новые экономические отношения, столицу от коллапса спасло появление новых высокорентабельных частных предприятий. Именно сотрудничество с частным инвестором наиболее выгодно для киевской общины!

Сейчас у перевозчиков сокращается штат. Из-за давления властей, постоянных проверок мы не можем улучшать условия перевозок пассажиров. Обеспечивая безопасность перевозок при нынешних ценах, мы вынуждены сокращать количество автобусов на линии. И, чувствую, скоро власти нам скажут: «Они не выполняют условия договора. Зачем нам такой перевозчик?»

Киеву нужны профессиональные управленцы

Виталий Апостолов: - Вот вам цифры: примерно 70% пассажироперевозок маршрутками осуществляется частными фирмами. У них, если мне не изменяет память, 2,5 тысячи «Богданов» против 700 - в коммунальных автопредприятиях. И мне непонятно, почему власти Киева так несправедливо поступают с большинством представителей целой отрасли. Это натуральное уничтожение частного бизнеса, на что власти не имеют никакого права.

Мы стимулируем развитие коммунального транспорта - и это нормально. Но почему параллельно мы уничтожаем частные инициативы, капитал, инвестиции? Годами такие службы, как ГАИ, Антимонопольный комитет, общества защиты прав потребителей и остальные принимают участие в этом - вместо того чтобы дать зеленую улицу частным инвесторам. Чтобы на улицах Киева появились и те же частные троллейбусы, чтобы пошли инвестиции в строительство дорог.

И никто же особо не контролирует, куда идут деньги из городского бюджета на развитие транспортной инфраструктуры Киева. Да, слава Богу, городская община может финансировать Киевпастранс, и его возглавляет талантливый человек. Но кто расскажет, рачительное ли это расходование средств из бюджета - наших с вами денег - на однобокое развитие транспортной инфраструктуры?

П. Д.: - Еще вопрос - о квалификации водителей. Судя по сложившейся ситуации, лучшие из них переходят в коммунальные парки?

В. А.: - Конечно, ведь им дали дотацию, и за счет этого Киевпастранс повысил зарплату почти в два раза. Но поверьте, частники бы тоже возили людей и аккуратно, и даже забесплатно - только и им дайте дотации!

П. Д.: - Какой же выход?

В. А.: - Я думаю, в Киеве необходимо изменение менеджмента. Без управления городом профессионалами по всем отраслям возможен коллапс. И я очень надеюсь, что новое правительство обратит внимание на несправедливость действий киевской городской власти к предпринимателям.

P.S.Вопросы, как видим, поднимались весьма острые. И уж не наша вина, что высказалась только одна заинтересованная сторона. Тем не менее «Комсомолка» надеется, что оппоненты частных перевозчиков не станут «прятать голову в песок» и тоже выскажут нам свое видение сложившейся ситуации. «КП» готова предоставить им слово.

* Название фирмы и имя изменены по просьбе самого руководителя предприятия, опасающегося за возможные неприятности при пересмотре договора с властями города.