Загрузить еще

Начальник Департамента ГАИ МВД Украины Сергей Коломиец: Решение суда по лишению прав не подлежит пересмотру

Начальник Департамента ГАИ МВД Украины Сергей Коломиец: Решение суда по лишению прав не подлежит пересмотру

Главный гаишник страны больше часа отвечал на самые острые вопросы читателей «КП».

Облав на незастрахованных водителей не будет

- Здравствуйте, Сергей Геннадьевич! Меня зовут Василий Александрович, я киевлянин. Скажите, в каком случае инспектора ГАИ имеют право забирать права?

- Ни в каком случае они не имеют права забрать ваши права. Лишить водительского удостоверения может только суд. Но вот доставить вас в суд для своевременного рассмотрения дела о вашем нарушении – на это право у сотрудников ГАИ есть.

- А за какие именно нарушения суд может лишить меня прав?

- За создание аварийной ситуации, за вождение в нетрезвом состоянии, за неправильное пересечение железнодорожных переездов, за ДТП, за побег с места ДТП и за отказ остановиться на требование работника милиции.

- А если машина не застрахована?

- Нет, за это будет только штраф. Причем повальных кампаний по отлову незастрахованных машин мы не планировали, так как у нас не хватает для этого людей. Но вот если вас остановят за другое нарушение, на техосмотре, если вы ДТП совершите – то вас обязательно спросят и о страховке. Штраф за отсутствие страховки – 8,50 грн.

С такой смертностью на дорогах нас в Европу не пустят

- Это Сергей беспокоит из Днепропетровска. Скажите, что там со статистикой ДТП и смертей на дорогах? Из-за чего все это ужесточение работы ГАИ?

- Как же не ужесточать работу, если в былые времена нам удавалось удерживать количество погибших в ДТП за год на уровне 7,5 тысячи, а в прошлом году произошел скачок этого показателя до 9 тысяч! Я думаю, без принятия нового закона о ГАИ – более жесткого – мы не сможем снизить количество погибших на дорогах. Также напомню, что в 2005 году, когда Украина активно пробивалась в Европу, Европейский союз сформулировал ряд требований для нашего вхождения. Одним из них было снизить количество ДТП со смертельным исходом в 2 раза. На тот период у нас было 7 тысяч погибших, но до 2012 года мы обязались уменьшить эту цифру до 3,5 тысячи. Это европейский уровень. То есть в перспективе мы обязаны выйти на этот показатель.

- Как бы не было перегибов…

- Что ж, без этого не обходится. Но наводить порядок на дорогах нужно – надеюсь, вы понимаете? Ведь посмотрите: из 700 тысяч зафиксированных ГАИ фактов нарушения правил движения в прошлом году, которые подпадали под лишение прав, реально лишились их 24 тысячи – это меньше 4%! Потому и растет как снежный ком статистика по смертям на дорогах.

- Да, и те, кто «летали», нарушали, продолжают это делать и теперь...

- Ну, за 10 дней 2008 года 11 тысяч уже «долетались» – лишены прав. А если будут и дальше «летать» без прав, то их машины будут задержаны и отправлены на штрафплощадку. И, поверьте, шум уже пошел. Лихачи уже начинают бояться выезжать. Что сразу же отразилось на статистике: за половину января 2008 г. на 148 погибших меньше, чем было смертей на дорогах в январе 2007-го. Я считаю, что это и есть главный показатель нашей работы.

- И еще вопрос: водителей очень интересует, будут ли штрафовать пешеходов?

- Пешеходов мы и сегодня штрафуем. Просто это очень сложно сделать физически: надо задержать, оформить, установить его личность (а у нас же люди не носят с собой документы, как, например, в Москве). Вот и уходит на это от 1,5 до 2 часов. В результате человек получает штраф в 7,50 грн. То есть работа эта неэффективна. Поэтому я считаю, что в этом вопросе должна быть упрощенная схема наложения штрафов, и их должно быть больше.

По поводу эвакуации на ГАИ пенять нечего

- Меня зовут Алексей, из Киева звоню. Вопрос такой: за нарушение правил стоянки и остановки админответственность наступает по статье 122 Административного кодекса. И только в виде штрафа, но принудительно перемещение личного авто не предусмотрено. На основании какой статьи и закона составляются протоколы об осмотре и принудительном перемещении транспорта?

- На основании решения местных органов власти, которые являются владельцами улично-дорожной сети и обеспечивают порядок на ней. В столице – это решение Киевской горадминистрации.

- Но ведь машина – это мое личное имущество, и, согласно ст. 121 Гражданского кодекса, лицо не может быть лишено или ограничено в праве собственности?

- Я не могу дискутировать по этому поводу. Это не мое решение, не решение ГАИ – это решение местных органов власти – пожалуйста, туда и обращайтесь.

Что такое «аварийная ситуация»?

- Андрей, Киев. Сергей Геннадьевич, скажите, что является аварийной ситуацией?

- В законодательстве написано: если участник движения, пешеход или любой другой вынужден был изменить скорость движения или его направление (либо водитель рулем крутанул, резко затормозил или ускорился, либо пешеход, как заяц, отскочил в сторону) – это все считается аварийной ситуацией.

И еще: к сожалению, сейчас по закону получается так, что если участник движения на дороге один, то он якобы не может совершить аварийную ситуацию. Я с этим не согласен. Если человек летит со скоростью 200 км/ч, то и себе, и окружающим он обязательно создает аварийную ситуацию.

- Моим двоим знакомым записали создание аварийной ситуации. Первый – это был проезд пешеходного перехода, но до людей на нем было метров 7, они только пошли…

- В суде рассмотрели эти материалы?

- Да.

- И что?

- Права забрали.

- Я не могу обсуждать решение суда. В суде надо было рассказывать, как все было. Приводить свидетелей, заслушивать их показания, если были какие-то натяжки со стороны инспектора (такое иногда может быть). Но если есть решение суда, то обсуждать его невозможно.

- А сколько нужно свидетелей?

- Один, два – сколько угодно. Чем больше – тем лучше.

- А инспектор не записал свидетелей.

- Так это надо не инспектору. В суд передаются материалы, если вы не согласны с инспектором и приведете своих свидетелей и те подтвердят ваши слова, значит, решение будет принято в пользу подозреваемого в нарушении.

- То есть свидетелей надо вести в суд?

- Да, нужно искать своих свидетелей.

- Но милиция же может не записать их в протокол?

- Да, может. А нарушитель может сам их записать в блокнот или в мобильный телефон. Это же право каждого человека.

ВОПРОС РЕБРОМ

Что делать, если работник милиции ведет себя грубо?

- Как быть, если гаишник остановил меня и начал грубить?

- Это недопустимо.

- А как быть, если так и было?

- Звоните на телефон доверия ГАИ и сообщайте: (044) 272-46-59. После этого будем разбираться. Естественно, никто не даст команду вас сразу отпустить, но факт зафиксируют и будет разбирательство. Запишите его фамилию, звание, номер на бляхе.

- Но если нет значка?

- Он не имеет права нести службу без значка. Звоните и будем разбираться.

- Еще я слышал, что у них должны быть маршрутные листы?

- Инспектор ГАИ несет службу в соответствии с выбранными маршрутами и дислокацией. Отклонение от маршрута, дислокации является грубым нарушением служебной дисциплины, и за это есть наказание. Если водитель сомневается, что инспектор не должен быть сейчас в этом месте, он должен сообщить об этом руководству этого инспектора или в дежурную часть Департамента ГАИ. Ему сразу скажут, должен ли быть на том месте патруль ГАИ. Если же там его быть не должно, добивайтесь, чтобы туда подъехал офицер, который отвечает за личный состав. И в его присутствии вы можете проверить все необходимые документы у инспектора.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Сергей Геннадьевич КОЛОМИЕЦ родился в Сумах 3 июля 1959 года. Окончил Киевский автомобильно-дорожный институт в 1981 году (специальность «организация дорожного движения»). 1998-2000 годы – начальник ГАИ в Днепропетровской области. С 2001-го по октябрь 2003-го – первый замначальника УГАИ МВД Украины (после реорганизации – Департамента ГАИ МВД Украины). Октябрь 2003-го – март 2005-го – замначальника Главного управления – командующего внутренними войсками МВД Украины. С марта 2005-го по январь 2007 года – начальник Департамента ГАИ МВД Украины. Второй раз назначен на эту должность в декабре 2007-го.

Генерал-майор милиции. Награжден орденом «За заслуги» ІІ степени.

Женат, трое детей. Самой маленькой дочке – 1 год и 3 месяца.

Говорит, что на хобби времени, к сожалению, не остается.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПОСЕТИТЕЛЕЙ НАШЕГО САЙТА

Дмитрий Давыдов ([email protected]):

- В 1995 году я купил автомобиль, зарегистрировал его в ГАИ. В 1996 году оказалось что номера кузова перебиты, в угоне и розыске автомобиль не числится. Как его узаконить? 

- Если номера перебиты, то, естественно, он в угоне. Просто это нельзя установить, потому что номера перебиты, а настоящие номера в угоне. Узаконить его никак нельзя, потому что принято постановление Кабмина, запрещающее регистрацию таких автомобилей. Единственное, можно узаконить замену кузова, купить номерной знак новый и поменять кузов на новый. Тогда он будет узаконен.

Елена ([email protected]):

- Здравствуйте. У меня есть на руках решение суда о лишение права вождения. Дело было в октябре 2007года, муж ехал за рулем с запахом спиртного, его остановило ГАИ и после длительных переговоров и за не совсем скромную плату его отпустили. И сказали, что дело дальше не пойдет. Спустя два с половиной месяца приходит уже решение суда о лишение права вождения, без предварительного вызова на суд. Насколько я знаю, что на первый (и последний) раз штрафуют, или еще там что, а тут без предупреждения, да еще и не маленькую сумму взяли на руки сотрудники ГАИ. Подскажите, пожалуйста, что можно сделать и как сохранить права? Спасибо за внимание.

- Первое: решение суда по админвопросам по такому вождению вообще обжалованию не подлежит. Это решение окончательное. Что касается факта поборов со стороны инспекторов ГАИ, то вы должны обратиться к нам, указать конкретные данные, и мы будем разбираться по этому факту. Если это подтвердится, то эти сотрудники работать у нас больше не будут.

DENIS ([email protected]):

- Здравствуйте меня лишили прав на год за проезд перекрестка на красный свет. На каком основании? Спасибо заранее.

- На основании ст. 122, ч. 4, где указанны такие нарушения – и проезд на красный свет, и на запрещающие знаки, превышение скорости и т. д., которые создали аварийную обстановку. За это водитель наказывается штрафом либо лишением прав. Но чтобы говорить конкретно о вас, мне надо знать подробности вашего случая.

Андрей:

- Как определяется создание аварийной обстановки, должны ли быть пострадавшие, свидетели? Как оформляется протокол в таком случае?

- Если есть пострадавшие и свидетели, то это уже не аварийная обстановка, а авария – ДТП. Аварийная обстановка определяется законом таким образом: если ваши действия привели к тому, что другой участник движения вынужден был изменить направление движения либо скорость движения (или притормозил, или ускорился, либо вильнул рулем вправо или влево) – это создание аварийной обстановки. Иными словами, если бы другой участник движения этого не сделал – произошла бы авария.

Andrew ([email protected]):

- А инвалидов войны будут на каждом посту тормозить? Ведь стикер обязательной страховки им не положен. С наилучшими пожеланиями,  Andrew.

- Не будут тормозить на каждом шагу просто так – только за нарушения.

Ваганова Юлия ([email protected]):

- Правомерны ли действия ГАИ заставлять проходить техосмотр ежегодно грузопассажирского автомобиля, находящегося в личном пользовании с уплатой транспортного сбора для льготника (инвалид войны)?

- Льготники не платят транспортный сбор. И конечно, надо смотреть, какой категории инвалид – подпадает ли под льготы? Если подпадает – то не платит. А если он возит пассажиров, то, естественно, должен проходить (техосмотр – прим. ред.), как пассажирский, – ежегодно.

Остап (Львів):

- Доброго дня. Пане Коломієць, в суботу у Львові я рухаючись в загальному потоці транспорту не помітив знаку (рух тільки правору) і поїхав ліворуч (де дозволено їхати тільки громадському транспорту). з засідки (машина була без наліпок ДАЇ чи сигналок) вийшов працівник ДАЇ і запросив до себе в авто, де просто забрав в мене права і дав корінець (без печаток) - явка в суд. В протоколі він записав "створення аварійної ситуації", чого взагалі не було, адже я не їхав по зустрічній, нікого не збив чи вдарив і від мене ніхто не вистрибував на бордюри, а отже не писав на мої дії скарги. Судя вирішив, що я (три роки за кермом - жодного протоколу про порушення) є злісним порушником і позбавив мене прав на 6 місяців. В мене питання: за що? чому не штраф? адже я не був п'яний, не скоъв дтп і взагалі їхав повільно з увімкнени поворотом, бачачи що перед мною нікого немає, а отже я нікому не заподіяв шкоди.

- Я думаю, что в этой ситуации надо разбираться конкретно: брать объяснения инспектора, смотреть протокол. А так я не могу ответить вам конкретно. То есть если вы просто нарушили, проехав на знак, но не создали аварийной обстановки, - за это предусмотрел штраф. А если создали аварийную обстановку – тогда наказание вплоть до лишения прав. Кстати, сегодня лишается прав только треть нарушителей. Интересна еще цифра: уже около 140 пьяных водителей выявлено на пассажирских автобусах только за 11 дней (января, по Украине – прим. ред.). А всего – больше 12 тысяч пьяных выявлено. Но, к сожалению, только в третей части этих случаев суды приняли решение о лишении. К сожалению для нас – нужно более жесткое наказание за такое.

Кстати, когда ГАИ принимало решение (о лишении прав – прим. ред.), у нас было где-то 75-90% лишенных и только 10% (с действительно смягчающими обстоятельствами) подвергались штрафам. То есть та политика срабатывала.

Stefcjo:

- Мене позбавили прав на 6 місяців за проїзд під знак (рух праворуч, і тільки для маршруток ліворуч) написавши "створення аварійної ситуації", чого там вщагалі не було. і за що така ласка людині, яка три роки за кермом і жодного протоколу до того не мала?

- Ну, это то же самое: если суд лишил вас прав, то мы, ГАИ, никак уже не можем повлиять. Это решение суда.

Serei ([email protected]):

- Шановний Сергію Геннадійовичу Ви як один із перших випускників Київського Автодорожнього інституту за спеціальністю організатор дорожнього руху вважаєта правильним,що без підстав нормативного харатктеру на всіх перехрестях колиші керівники

ДАІ м. Київа почіпляли зелені стрілочки, що дозволяют рух ліворуч і таким чином у більшості випадках транспортні засоби, що рухаються на таку стрілку утворюють затори. Необхідно затвердити норматив де їх ставити

- Я действительно считаю, что эта проблема существует, но проблема эта заключается исключительно в дисциплине водителей. Во-первых, просто нарисованная зеленая стрелка (которая закреплена, а не та, что горит), дает возможность повернуть направо, если это никому не помешает и если есть возможность. То есть если спереди двигается другая машина, которая двигается прямо, то она не должна предоставлять дорогу тому, кто поворачивает на зеленую стрелку. В Киеве создалась заторовая ситуация, и на сегодняшний день проблема заторов не в том, что есть зеленая стрелка, а в том, что люди поворачивают в два, в три ряда на эту стрелку. Они должны поворачивать только в один ряд, и то – с опаской, потому что не должны никому создавать помех. Ведь эта стрелка просто экспериментальная, а правило есть правило (что он поворачивает все же на запрещающий свет), и если водитель создал кому-то помехи, то это может расцениваться даже как аварийная ситуация.