Известный актер-сердцеед целый час откровенно отвечал на самые каверзные вопросы читателей «КП».
«Много серий – больше не для меня»
- Добрый день, Алексей! Это Сергей Петрович из Запорожья. Вот, признайтесь: так убедительно сыграв обманутого женой Мыколу в сериале «Украденное счастье», вы опирались на собственный опыт в отношениях с женщинами?
- Как правило, было все наоборот (смеется). Я представил, как это могло быть в жизни, и как переживали неприятности мужчины, чьих жен я награждал своим вниманием.
- Васильевы из Киева. Здравствуйте, Алексей! Мы всей семьей полюбили вас за роль адвоката Лени из сериала «Пять минут до метро». В каких еще сериалах будете сниматься?
- Я бы не хотел снова сниматься в проектах по 100 серий. Такой марафон очень тяжело выдержать психологически, морально и физически. А вот на небольшой сериал согласился бы с радостью. Леня, о котором вы вспомнили, слабый человек. Но мне интересно играть таких людей, потому что чаще приглашают на роли уверенных в себе мужчин. А тут я попробовал сыграть слабака, но не мерзавца. Чем больше характерных персонажей, тем богаче жизненный и творческий опыт.
До сих пор не забыл азбуку Морзе
- Леся из Луганска. Сколько сейчас зарабатывают звезды театра?
- Театр – это больше хобби, нежели работа. Потому сугубо театральному артисту живется очень и очень тяжко, особенно в столице. Не мне вам рассказывать, как тут все дорого. Потому говорить о зарплате в театре – это несколько наивно. Хотя наш театр отличается от других театров, потому что мы, все-таки, национальный театр, первый театр Украины. И артисты у нас получают, естественно, больше. А знаете, сколько получает артист в маленьком провинциальном театре? Это ставка в 600 гривен, изредка чуть больше. Так что мне как бы неудобно говорить, сколько я получаю. Скажу лишь, что это средняя киевская зарплата.
- Вам хватает на жизнь?
- Я, слава Богу, пока не живу на одну зарплату. Слыхали такое проклятие – «Да чтоб ты жил на одну зарплату!»? Это про нас, про артистов. Так что я занимаюсь еще концертной деятельностью, снимаюсь в кино, записываюсь на радио – чтобы чувствовать себя независимым человеком и позволять себе некоторые «забаганки». То есть я много работаю, и потому у меня, слава Богу, хватает на кусок хлеба с маслом. Знаете, ведь узнаваемый человек, актер все-таки должен как-то держать марку – хотя бы не ездить в метро, не стоять в очереди за хлебом. Хотя и это иногда приходится делать…
- А на чем вы тогда ездите, если не на метро?
- Езжу на машине. А для того, чтобы купить машину, надо такие деньги, которые на театральную зарплату не заработаешь. На нее – разве только на метро… Потому идут в нашу профессию, по большому счету, эдакие жертвенные люди. Помню, когда я сказал своему отцу, что собираюсь поступать в театральный институт, он со вздохом сказал мне в ответ: «Сынок, это будет замечательное хобби, но отнюдь не настоящая профессия». То есть за актерское ремесло, в основном, берутся люди, которые очень любят театр, искусство и абсолютные бессребреники! Потому что успешных актеров на самом деле не так уж и много. Кто-то сумел выбиться в звезды, а кто-то остался в тени и живет на одну мизерную зарплату… В общем, опасная у нас профессия. Я, конечно, никого не отговариваю от нее, но предупреждаю, что путь к театральному Олимпу очень тернист и очень непрост. Впрочем, наверное, как и в любой другой профессии.
- Николай, Киев. Как долго вы на сцене?
- Кокетничать не буду, не красна девица ведь: в театр Франко я пришел в 1984 году, так что уже 24 года на сцене. Хотя за это время я еще полтора года послужил и не в театре, а в другой организации – Советская Армия она называлась. В 1984-м я сыграл свою первую роль (в пьесе «Трибунал»), и меня забрали в армию.
- Там вы тоже играли?
- Нет, там на моих нервах играли. Я прошел учебку, стал связистом, досконально выучил азбуку Морзе. До сих пор, кстати, не могу ее забыть.
- А приходилось в жизни применять полученные знания?
- Честно говоря, армию вспоминаю, как полтора бесполезно прожитых года. Никакой пользы Отчизне не принес, просто ел ее хлеб. И, по моему, ни за что.
- А где именно вы служили?
- В Муроме, на реке Ока. Было 40 градусов мороза, и мы с голым торсом на зарядке (улыбается). Знаете, первые полгода в учебке вспоминаю теперь как сплошные подъем-отбой, в промежутках же ничего в памяти не отложилось – все как в тумане.
- Я понимаю, вами уже столько самых разных ролей переиграно. Но все-таки: кого бы еще очень хотелось сыграть?
- Тут я учитываю свою фамилию – Богданович. То есть Бог дает мне что-то, потому претендовать на что-то еще сверху я не рискую. Пока дает – и слава Богу! А вдруг я замахнусь на что-то, а он скажет: «Хватит, я перестану тебе давать!» Потому, дабы не провоцировать Творца, я довольствуюсь тем, что имею. Без работы не сижу, то ли это театр, то ли телевидение, концерты, филармония или еще что-то. Потому я только благодарю Его за то, что он мне дает.
В Украине Занусси довели до слез
- Лена, Киев. Скажите, как о вас узнал Кшиштоф Занусси? Мы слышали, что вы играете в его спектакле.
- Он сам предложил нашему театру пьесу «Маленькие супружеские преступления». Для него принципиальными были эта пьеса и наш театр. Но нашу труппу он не знал, и попросил художественного руководителя Богдана Ступку выбрать актеров. Ступка предложил мне и актрисе Ирине Дорошенко принять в этом участие. Занусси сначала пригласил нас в свое имение под Варшавой. Там прошла основная подготовка. А потом были две недели репетиций на сцене нашего театра, и премьера.
- Он знает украинский? Как вы с ним общались?
- Занусси знает десять языков. К нему съезжаются люди разных национальностей: немцы, французы, испанцы, итальянцы. Он любит собирать у себя творческий бомонд, и совершенно свободно переключается с одного языка на другой. На украинском говорит слабо, но все понимает и отлично знает русский.
- Кстати, ходили слухи, что эти роли должны были получить Сумская и ее муж, но почему-то отказались от них?
- Наверное, был такой разговор. Знаете, я в театре все узнаю в последнюю очередь… Слышал, что был такой разговор, но что там произошло на самом деле?..
- Говорят, Сумская испугалась, чтобы по ходу не всплыло что-то ее личное?
- Не хотелось бы об этом говорить… Возможно, причина была самая банальная. Понимаете, сделать пьесу на 60 страниц за месяц – это тяжелый труд. А у Хостикоева какие-то съемки были, у Наташи – передачи. Надо было все это бросить и заниматься только пьесой. Я это смог сделать. Я три года в театре не работал, я себя освободил и отдался этому. А еще и материал-то был довольно сложный, конфликтный, провокационный. Вы знаете, в этом материале можно далеко зайти, если это близкие люди. Возможно, они этого испугались… В общем, я не знаю…
- Режиссер остался доволен вашей работой?
- Думаю, да. На премьере в зале было полторы тысячи изнывающих от жары зрителей. Мы очень боялись провала. Но в финале публика десять минут стоя нам аплодировала. И я увидел, что Занусси плачет.
- А почему Занусси выбрал именно театр Франко?
- Его жена родом из Украины. У ее родителей было имение под Винницей. И Занусси сетовал, что побывал во многих странах, а соседнюю не знает. Поэтому и решил поставить свою пьесу у нас.
О любимой – ни слова!
- Марина из Донецка. Какие женщины вам нравятся?
- Конечно, как и каждый мужчина, я хочу, чтобы она была не уродина, обладала хорошим вкусом, была ухоженной, следила за своей фигурой (смеется). Но больше всего мне нравятся женщины с чувство юмора!
- У вас есть любимая женщина?
- А как же!
- Можете о ней рассказать?
- У меня принцип: не выносить на люди свою личную жизнь. Я публичный человек, а моя подруга – человек неизвестный, и она попросила: «Не втягивай меня в свой PR!» И я выполняю ее условие. Она умная, у нее сильный целеустремленный характер. В то же время она не умеет скандалить.
- Кстати, а как вы завоевываете женщин?
- Стараюсь их никогда не обижать, не грубить, не хамить и быть вежливым. Наверное, это и подкупает их. А еще я умею слушать женщин. Сейчас же такое время, что каждый говорит, но никто никого не слушает. В общем, я знаю некоторые секреты, которые на женщин действуют железно. Не могу сказать, что я спекулирую этим, но я их знаю (улыбается).
- Откуда такие познания?
- Это опыт – сын ошибок трудных (смеется).
Легко ли с годами оставаться героем-любовником?
- Это Оксана из Киева. Признайтесь, сложно носить звание секс-символа?
- Честно говоря, я его не ношу. Думаю, что все это условно. И к моей природной сексуальности это не имеет никакого отношения. Те женщины, которые приходят в театр или видят меня на экране, считают, что я интересен. И они хотели бы со мной иметь отношения. Но, может быть, узнав меня поближе, они бы передумали (улыбается).
- А с возрастом, наверное, все труднее сохранять амплуа героя-любовника?
- Думаю, что для мужчин эта проблема не так остра, как для женщин. Актрисе очень трудно перейти от любимой к мамам. А мужских ролей намного больше, и я не очень озабочен тем, как выгляжу на сцене. Конечно, не хочу играть те роли, на которые уже не имею права. Например, моему герою Ивану Карамазову по роману 23 года, и кто-то из критиков написал: «Замечательно играет Богданович, но поверить в то, что ему 23 года, можно только с 10-го ряда балкона». Поэтому, когда почувствую, что это уже смешно, заставлю себя уйти из спектакля. Кстати, если сам этого не увижу, подскажите мне, пожалуйста.
- Договорились! Я вам обязательно перезвоню – как-нибудь позже…
- Марина из Донецка. Кого из актрис считаете самой красивой и почему?
- Вопрос, когда надо из тысяч имен выбрать одну, ставит меня в тупик. В голове и Мишель Пфайфер, и Анджелина Джоли, и другие имена. Но для меня самая красивая актриса мирового кино – это Мэрил Стрип. Такой актрисе можно все простить, так как она обладает таким талантом, что больше ничего и не надо. Эта актриса может делать абсолютно все! За это ставлю ее на первое место. Она для меня супер-красавица, потому что она – супер-одаренная. А смазливых девочек очень много в кино. Они часто появляются откуда-то, а потом куда-то исчезают…
«Мы как «хлопчик-помагай»
- Катя, Киев. Мы читали, что вы возглавляете Киевское отделение союза театральных деятелей Украины. Чем занимается ваша организация?
- Этой организации уже много лет, более 60-ти. Она создавалась как творческий профсоюз, чтобы оказывать помощь людям, нуждающимся в опеке, заботе. У нас есть небольшой офис, в котором работает определенный штат людей, есть финансирование. Еще есть такая киевская театральная премия, которую дают один раз в год – «Киевская пектораль». Ею присуждением тоже занимается наше отделение СТД. Мы собираем экспертов, которые отслеживают весь столичный репертуар на протяжении года (это около 60 спектаклей). Они смотрят эти работы, делают свой анализ, потом выносят предложения. Мы их рассматриваем, утверждаем и 27 марта, в День театра, проводим торжественное вручение этой премии.
Также мы устанавливаем разные стипендии, например, нашим пенсионерам. Ищем финансы, чтобы помогать таким людям. То есть знаете: «Через поле, через гай ходить хлопчик помагай» - это как раз про нас.
- А для молодых, начинающих актеров что делаете?
- Для них мы проводим вечера творческой молодежи (раньше это было раз в три месяца). На них собирается молодежь со всего Киева, они что-то обсуждают, делают капустники, показы, посвящения в актеры. Но, к сожалению, сейчас мы не имеем возможности продолжать это, потому что арендовать помещение очень тяжело, сложно, дорого.
Но я хочу порадовать тех людей, что меня слышат: мы в этом году возрождаем капустники, которые были прикрыты еще в 2001 году. Слава Богу, нашли на них деньги. Первый капустник после возрождения состоится 13 или 14 января в театре оперетты, так что я вас приглашаю. Каждый театр готовит на него свой маленький спектакль. Я думаю, что это будет смешно и остроумно.
Украинский фильм воспринимали в России как польский
- Алла, Днепропетровск. За что вы получили Государственную премию имени Тараса Шевченко?
- Это было в 1996 году. Как раз вышел фильм «Преступление со многими неизвестными» по произведению Ивана Франко. Снял его режиссер Олег Иванович Бийма на студии «Укртелефильм». И Союз кинематографистов подал заявку на получение этой премии, которая тогда была еще государственной, а не национальной – как сейчас. И комитет в составе 30 человек (это самые известные люди Украины) проголосовал почти единогласно, чтобы нам ее присвоили. Фильм этот в свое время прошел по многим каналам, даже в России. Правда, там его почему-то воспринимали как польский.
- Как думаете, эта награда раздается сейчас заслуженно?
- Очень мало артистов, которым присуждалась Национальная премия имени Шевченко. Их можно пересчитать на пальцам. Это главная премия нашей страны. Поэтому ее не раздают налево-направо. Максимум, я знаю, в прошлом году 6 человек на всю страну ее получило. Этой премии уже 45 лет, и за это время ее лауреатами стали всего 500 человек, то есть, в среднем, 10 человек в год. Я думаю, это не так и много.
Конфликт не выгоден никому
- У вас в театре актеры Анатолий Хостикоев и Богдан Бенюк постоянно конфликтуют с худруком Богданом Ступкой. На чьей вы стороне?
- Могу сказать о себе, что я не стадное существо, я не могу быть с кем-то и бежать в толпе. Я сам по себе существую, занимаю в театре свою определенную нишу, и она меня устраивает. Потому быть в какой-то коалиции, быть за кого-то против кого-то, считаю, для меня это неприемлемо. Я ничью сторону не принимаю, у меня есть своя точка зрения, у меня есть своя позиция как творческая, так и жизненная, и потому я в таких разборках не участвую принципиально.
В принципе, думаю, что это и не разборки вовсе, ну, так – выяснение отношений. Не секрет, что каждый артист хочет быть первым, и вот если ты получаешься не первым, а вторым – начинает брать злость. Каждый хочет быть первым – не вторым, третьим, десятым, двадцатым. И всегда человеку мало славы, внимания, денег. От этого и подпитывается актерский эгоцентризм…
Я бы в данном случае не драматизировал ситуацию. Это ведь как между мужем и женой. Ой! Какой страстный конфликт: тарелки летят, сковородки летят, жуть какая! Соседи на ушах… Но через два часа они уже лежат в постели, обнялись, занимаются сексом – все прошло. Так и тут: у нас театр – это закрытая такая коммуна театральная. Да, повздорили когда-то, но сейчас люди нормально общаются, здороваются, при встрече даже обнимаются. От этого конфликта и следа нет!
- То есть он уже исчерпал себя?
- Я думаю, исчерпал. По крайней мере визуально. Хотя, может быть, внутри как в том анекдоте: «…Но неприятный осадок остался». Конечно, неприятный осадок остался у всех участников этого мнимого конфликта. Но, я думаю, что сейчас это уже неактуально. И если участники этого конфликта – люди разумные, мудрые, то они не будут его обострять. Потому что конфликт этот никому не выгоден.
Над землей, под водой и на лыжах
- Павел из Киева. Какое у вас хобби?
- Люблю путешествовать, хотя не всегда удается это осуществить. Очень люблю новые впечатления, страны, культуры. Не могу похвастаться, что часто могу себе это позволить, потому что много разных дел. Другое увлечение – не могу сказать, что я заядлый экстремал, но люблю кататься на горных лыжах, летать на планере, заниматься дайвингом. Постоянно и этим, конечно же, не занимаюсь. Но попробовать, получить новые эмоции – почему бы и нет? Это отвлекает, и ты потом приходишь на работу и понимаешь, что любишь свое ремесло.
- На какую глубину вы ныряли?
- Когда-то в детстве я переболел отитом, и у меня остались шрамы на барабанных перепонках. Потому на большую глубину не могу нырять, для меня максимум – 15 метров. Глубже не могу, потому что начинает дико болеть голова. Но мне хватает и 15 метров! Как начинающий дайвингист я люблю Красное море, оно такое красивое и там такой красивый рыбный мир! А для лыж я предпочитаю Карпаты, на планере же летаю под Киевом.
- А в каких странах вы бывали?
- Я объездил Америку, всю Европу, Африку, Азию.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Алексей БОГДАНОВИЧ родился 23 марта 1963 года в селе Березы Глуховского района Сумской области. Закончил Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого (курс профессора Олейника и Ады Роговцевой). Ведущий актер Национального театра украинской драмы им. И. Франко. В кино сыграл более 30 ролей.
Лауреат Национальной премии им. Т. Шевченко. Председатель Киевского отделения Союза театральных деятелей Украины.
Разведен. Хобби: горные лыжи, планеризм, подводное плавание с аквалангом.
5 ЛУЧШИХ РОЛЕЙ АКТЕРА
- Фильм «Преступление со многими неизвестными», Адам Торский (1999)
- Спектакль «Кин IV», Георг IV (2001)
- Фильм «Украденное счастье», Мыкола (2004)
- Спектакль «Братья Карамазовы», Иван Карамазов (2004)
- Спектакль «Маленькие супружеские преступления», Жиль (2007)
БЫЛО ДЕЛО
На съемках за актером гонялись с топором
В фильме «Последний бункер» (1991) Алексей Богданович был занят в роли НКВДшника. Съемки проходили в Карпатах, в одном глухом селе. Киношники приметили, что возле них отирается какой-то дядька с топором. Но никто и подумать не мог, что он – сумасшедший. И вот однажды, когда актер по сценарию присел у костра почаевничать, дядька тот подскочил сзади и занес над головой артиста, облаченного форму НКВД, свой топор! Алексей на истошный крик режиссера едва успел отпрыгнуть в сторону.
- Меня потом полдня колотило, - признался артист «Комсомолке».
Позже съемочная группа узнала, что у нападавшего старика в свое время от рук НКВД погибла вся семья…