Загрузить еще

"Шевченко. 200 лет одиночества" - непатетическая премьера

("Шевченко. 200 лет одиночества" - достичь славы, чтобы разочароваться…)
 
Как заметила руководитель отдела документального производства канала София Чемерис, им захотелось сделать "нормальный, человеческий фильм о Шевченко".
 
Идея проекта родилась ровно год назад – как раз в "шевченковские дни", когда пафос официальных мероприятий достиг апогея, и личность поэта стала терять свои человеческие очертания. София Чемерис предложила сценаристке Наташе Ковалевой сделать не биографический фильм, а исследовать жизнь Тараса Григорьевича практически с психологической позиции: что служило причиной тех или иных поступков Шевченко? В чем причина его неприязни к высшему свету, в котором меж тем он стремился к признанию? Что он хотел сказать своими действиями, подчас эпатажными? Что чувствовал в переломные моменты своей жизни? И наконец, почему для Шевченко так важна была слава?
 
"И тут началось самое интересное, - рассказывает София. - Практически все очень простые вопросы "Почему Шевченко поступал именно так как поступал", "Хотел ли он славы", "В чём гениальность поэта и почему его считали и считают гением"   - натыкались на один и тот же ответ шевченковедов: "Вы своими вопросами можете убить сложившийся образ Кобзаря". Мы пытались пробить эту стену.  "Мотивация действий героя", - вот первый и главный вопрос, на который мы пытались ответить. Кроме того, разбрасываться пафосными фразами "Мы нашли уникальные документы" вообще смешно. Так как вся информация о Шевченко давно известна специалистам и о каком- то эксклюзиве говорить вообще не приходиться. Всё дело в интерпретации уже известных фактов. И тут проблема. "Почему выкупили из крепостничества именно его?", "Как это на самом деле произошло?", "Почему люди, которые принимали участие в его судьбе  так о нём заботились?" -  "Потому что он гений". Этот стандартный ответ нас, ну совсем не удовлетворял. Это вообще не ответ. Это общая фраза".
 
 
Команда продолжала "копать" в своем направлении, изучая письма и рукописи Тараса Шевченко, приобщая к проекту антропологов, психоаналитиков, литературоведов. Режиссерами фильма стали Владимир Николаец, недавно получивший премию "Телетриумф" за фильм "Богдан Ступка. Забудьте слово смерть", и Оксана Струтинская, создавшая реконструкции судьбоносных событий в жизни Кобзаря. Вести зрителей по житейским морям и сквозь бури личной жизни великого поэта будут Анна Гомонай и Сергей Дорофеев. "Сложно было погружаться в ощущения, тяжелые для самого Шевченко, - сознается Анна Гомонай. - Например, один из эпизодов мы снимали в Петербуржском театре им. Веры Комиссаржевской. Там на пике признания и славы, когда Шевченко рукоплескал весь питерский бомонд, ему на сцене вдруг стало плохо. Слава, о которой он так мечтал, стала для него огромным разочарованием... Почему – об этом наш фильм…"
 
Есть  особая пикантность в том, что муж ведущей – тоже Шевченко. На вопрос, не чувствует ли она в этом какую-то связь, ведущая отвечает, что – да, конечно! "Андрей – один из создателей Клуба Шевченко. Они даже установили официальный рекорд – собрали самое большое в Украине количество однофамильцев. Но, как мне кажется, у них связь намного глубже. Муж часто говорит, что быть Шевченко в Украине – это миссия и ответственность".