Загрузить еще

Любовь и смерть под "Крик совы"

Любовь и смерть под
Фото: Герой Андрея Мерзликина прикидывается рубахой-парнем, но в глазах у него осень... Фото: предоставлено каналом «1+1».
Мерзликин раскрылся на 120%
 
Начинается "Крик совы" с ограбления магазина в городе Остров Псковской области. При налете бандиты убивают двух сотрудников милиции. Еще один - капитан Юрий Сиротин (Евгений Дятлов) - получает тяжелое ранение и после операции в бреду начинает говорить на чистейшем немецком языке. Хирург, оперировавший капитана, сообщает в соответствующие органы, на место прибывает сотрудник КГБ Иван Митин (Сергей Пускепалис). И тут-то лихо начинает закручиваться сюжет: убийства свидетелей, огромные денежные переводы, доносы, нападения банды уголовников… А главное - под подозрением все.
 
Не обошлось, естественно, и без любви. Героиня Марии Мироновой - милая почтальонша Нина Каверина - оказывается в центре внимания на протяжении всего фильма. Мало того что она - одна из подозреваемых, так в нее влюбляются и оба главных героя: майор милиции Балахнин и сотрудник КГБ Митин.
 
- "Крик совы" выходит за рамки детектива в общечеловеческую плоскость, - уверяет режиссер картины Олег Погодин. - Мне нравятся фильмы, которые вызывают неоднозначную оценку, где герои двойственны, а не просто плохие или хорошие. Митин - сложный персонаж. Ревизионистский образ сотрудника КГБ. У него есть свое отношение к людям, своя драма и своя правда. Герой Андрея Мерзликина - майор милиции Андрей Балахнин - человек своего времени: нелепый рубаха-парень, такой немного шукшинский персонаж. Он живет не всматриваясь. А еще Мерзликин - потрясающий актер, он раскрылся в этой роли на 120 процентов!
 
Дятлов снимался три дня, а потом "лег в кому"
 
Не очень-то, на первый взгляд, повезло герою Евгения Дятлова: раненый в начале фильма его капитан Сиротин так и пролежит весь сериал в коме. Впрочем, сам режиссер называет работу Дятлова очень важной.
 
- У Евгения Дятлова было всего три съемочных дня, но его роль - одна из ключевых в фильме, - говорит Погодин.
 
- Вся интрига развивается вокруг моего Сиротина, - добавляет Дятлов. - Поэтому, когда мне предложили эту роль, я поначалу подумал, какая разница в том, кто будет весь фильм прикован к постели. Но режиссеру было важно, чтобы в кадре было известное лицо.
 
Даже актеры не знали, кто окажется злодеем
 
Интересно, что город Остров оказался Новой Ладогой, которая расположена в 250 км от Санкт-Петербурга.
 
- Современный Остров - благоустроенный райцентр, а нам нужно в кадре обстановку и нищету 1957 года. Нашли все в Новой Ладоге, - рассказывает режиссер.
 
Сценарий картины "Крик совы" перерабатывался в процессе съемок. Любопытно, что даже сами актеры не знали, какой будет развязка и кто окажется главным злодеем.
 
- Мне дали возможность вносить правки в сценарий, а финальную сцену я решил переписать полностью, - говорит режиссер. - Если досмотрите до конца, вас ждет срыв крыши, гарантирую! 
 
МИСТИКА
 
Из-за суеверий фильм делали под другим названием
 
Согласно суевериям, крик совы предвосхищает нехорошие события. А все потому, что существует поверье, что рядом с ведьмой часто находится сова, которая присутствует на шабашах ведьм и выполняет различные поручения нечисти. Поэтому детектив начинали снимать под названием "Особые полномочия". Но мистика все равно витала вокруг этого фильма постоянно.
 
- Сценарий Вячеслава Рогожкина назывался "Крик совы", - вспоминает режиссер Олег Погодин. - Но я не пишу такие названия на хлопушках во время съемок, иначе жди одни неприятности. Но "Крик совы" все равно догонял нас. Так, у продюсера скончался один из родителей. На роль музейного работника мы пригласили Юрия Соломина, а он заболел перед съемками. Я сам дважды пневмонию перенес за время работы над проектом. 
 
ЗАЦЕПИЛО! 
 
Дожди, туманы,  грустные наганы 
 
Сергей ЕФИМОВ
 
Почему нельзя пропустить сериал "Крик совы".
 
Ждать от нашего телекино чего-то стоящего на регулярной основе - только себя расстраивать. Продюсеры хотят одного - рейтингов, если можно их достичь, не отвлекаясь на высокую художественность, они так и сделают. Яркий пример - "Пепел", только что прошедший на "1+1". Достаточно взять в картину пригоршню самых "наизвездатых" актеров - и успех обеспечен. Машков с Мироновым в "Пепле" вообще могли серии напролет курить на завалинке, изредка угощая семечками Хаматову. Люди все равно бы это смотрели. 
 
Тем оглушительнее крик, который издала сова.
 
В то время как все снимают, особо не заморачиваясь, режиссер Олег Погодин сделал возмутительно эстетское кино. Вы можете сколько угодно быть увлечены лихостью детективной интриги и гадать, кто главный злодей в картине - не Мерзликин ли, прикидывающийся рубахой-парнем? И правда ли герой Дятлова  - фашистский шпион? Смотреть "Крик..." надо совсем не поэтому. Главное там - непрерывные дожди стеной, серость и мгла, тоскливые пейзажи, обшарпанные дома, шляпа и поднятый воротник Пускепалиса. И нагоняющие иррациональный страх плачущие за кадром саксофон с роялем.
 
А вы видели, как в первой серии женщина чистит карасей? Как выпускает им кишки и этот кадр сопряжен с другим, где уркаганы вот-вот порешат подельника? Но нет, не порешили, и она возвращает на стол еще одну тарелку; а ведь было убрала. В фильме даже бумага хрустит печально и вкусно; хрустеть лучше она просто не может.
 
В "Крике совы" понятные, во многом схематичные герои. В обычных сериалах от этого тошнит, тут они восхитительны. Режиссер не скрывает, что вдохновлялся американским нуаром 40 - 50-х (в двух словах - это жанр, когда в кадре сумрачно и невесело) и советскими детективными сериалами. Эстетика нарастающей тревоги, "саспенса" - именно оттуда. В какой-то степени сериал Погодина о событиях в угрюмом Острове, где в годы войны каждый второй сотрудничал с нацистами, - это наш "Город грехов", знаменитый фильм-комикс нового времени Роберта Родригеса, также стилизованный под нуар.
 
И совершенно непонятно, как "Крик..." проник на наше телевидение, где, бывало, покажут новый фильм с Пореченковым или Авериным - и хорошо. Светает?!