Загрузить еще

Самые знаковые программы 90-х: "Территория "А", "Пiслямова", "Табу"

Самые знаковые программы 90-х:

"Хіт-Рік" (1992 - 1997 гг., с перерывами) 

Программа появилась из-за дыры в эфире 

"Хіт-Рік", придуманный Анатолием Бондаренко, в начале 90-х был единственной украинской программой, показывавшей зарубежные музыкальные клипы. 

- В 1992 году осенью была создана первая независимая экспериментальная студия, которая называлась УТ3 (до этого существовало только государственное телевидение), - вспоминает Анатолий, который сейчас работает на "Интере". - В сетке программы стояли фильмы, зарубежные программы, а также проекты, которые создавали самостоятельно. Я был и ведущим, и шеф-редактором субботы. Сперва выходили только по выходным - с 7 вечера до поздней ночи. Однажды в эфире образовалась получасовая дыра, которую нужно было чем-то закрыть. Решили пустить музыкальные клипы. Но нельзя же поставить несколько штук подряд, ничего не объяснив. Что делать? И тут я говорю: "Давайте поставим 7 клипов, а я, как ведущий, их представлю. И предложу зрителям выбрать два, которые им больше всего понравятся. Эти клипы покажем в новогоднюю ночь".

Сказано - сделано. Придумали название, логотип - все это в течение получаса, пока ехали домой в метро. Подобрали клипы, программа вышла в эфир, а на следующий день вся команда получила по шапке… 

- Вызывает нас руководство: "Ребята, что вы позволяете? Почему с нами не согласовали?" Мы: "Больше не будем. Но программа же хорошая?" Нам: "Хорошая. Ну, ладно, пусть выходит", - делится Бондаренко. 

Тогда и рейтинги еще толком никто не изучал. И все-таки было ясно - новая программа приглянулась всем. Пожалуй, стала одной из наиболее популярных на украинском ТВ. Сейчас бы, конечно, ее создателей по голове не погладили бы. 

- Это были жесткие 90-е, процветало пиратство. Никто не знал, что такое авторские права и юридическая ответственность. Так что, если честно, первое время в эфир мы ставили пиратские клипы. Приобрели спутниковую тарелку и тюнер: писали днями и ночами, отслеживали хит-парады, выбирали лучшее, - говорит Бондаренко.  Но в середине 

90-х работали уже честно. Клипы в эфире были только лицензионные. 

"Післямова" (1994 - 1997 гг.) 

Отменила "совок" в политжурналистике 

Но не только музыка и развлечения интересовали зрителей. После распада СССР оставалась потребность в программах, касающихся политики. Тем более вопросов к политикам уже независимой Украины было немало. Первая половина 

90-х запомнилась всем гиперинфляцией, задержками зарплаты и общим упадком в экономике. Разве такой независимости хотели украинцы? Самой популярной информационно-аналитической программой в те годы была, конечно, "Післямова". Ее создатель и ведущий - Александр Ткаченко, который сейчас возглавляет Группу  "1+1" медиа".

- Этот проект стал возможен в то время благодаря большому желанию людей, которые в нем участвовали, и сочетанию политических обстоятельств - была смена одного президента на другого. Было понятно, что традиционная советская журналистика, которая преобладала в первые три года независимости, уже не работает. В нашей команде было очень удачное содружество уже 30-летних журналистов, которые имели опыт не советской, а западной журналистики, и молодых ребят (студентов первого-второго курсов).

Проект задал определенного рода стандарты - открытость,  обязательное присутствие разных точек зрения. Было очень много находок. Получается, "Післямова" открыла новую дверь и сказала, что на этой территории "совок" в области журналистики заканчивается. Считаю, это был переломный момент, - рассказал "КП" Александр Ткаченко. 

"Территория "А" (1995 - 2000 гг.) 

Из-за украинских артистов "Любэ" пришлось отменить концерт 

Анжелика Рудницкая и Виктор Павлик - артист, которого открыла программа.

"Территория "А" начала свое существование как информационное агентство, которое рассказывало о всем самом интересном в искусстве. А через год появился первый украинский хит-парад, который быстро завоевал всенародную популярность. 

- В те времена мы работали очень много, а выходных  вообще не было. В свободное время приходилось трудиться еще на двух-трех работах, чтобы заработать деньги. На искусстве много не заработаешь, а мне нужно было как-то удерживать людей, с которыми я сотрудничала, - вспоминает ведущая Анжелика Рудницкая.  

В полной мере программа ощутила популярность, когда в один прекрасный день к ним пришел почтальон и заявил, что приносить письма… отказывается. Оказалось, писем приходит такое количество, что приносить их в офис почтальону не под силу… Надо сказать, что команда Рудницкой старалась читать абсолютно все письма (в этом помогал и фан-клуб программы), потому что считала: в хит-параде все должно быть честно. 

Именно возможность засветиться на ТВ стала для украинских артистов стимулом снимать свои первые видеоклипы - очень примитивные по нынешним меркам, но горячо любимые народом. В "Территории "А" мы впервые увидели Александра Пономарева, "ВВ", "Океан Эльзы" и другие коллективы, ставшие культовыми.

А когда "Территория А" начала ездить с концертами по стране - это был настоящий взрыв! Однажды группе "Любэ" пришлось отменить свой концерт, потому что никто не купил билеты - все пошли слушать украинских музыкантов. 

"Табу" (1997- 2001 гг.) 

Политики и звезды боялись ходить к Вересню 

Первое украинское ток-шоу "Табу", которое придумал Микола Вересень, никого не оставило равнодушным. Даже если ведущий раздражал и злил кого-то, шоу зацепило каждого. А сам Вересень не стеснялся задавать неудобные вопросы, от которых его гости нервно ежились в кресле. 

- Как-то пришел я в Верховную Раду и говорю Витренко: "Слушайте, Наталья Михайловна, у меня есть такая программа (она ее, кажется, не видела). Приходите ко мне, полчаса поговорим". Тут я слышу странный звук и поворачиваю голову. Оказалось, в противоположной стороне стоит Марченко. У него на лице ужас, машет: "Наташа, не надо!" Она так и не пришла. Вот это я помню, - рассказал нам Вересень. 

В студии "Табу" побывало много гостей. В частности, ему хорошо запомнился случай с Михаилом Поплавским.  

- Мне говорили, что он - ледокол. Можешь с ним говорить о чем хочешь, а он не обидится. И будет стоять на своем. Так что к интервью с ним я готовился особенно тщательно. Вспомнил, что он песню Иглесиаса спел. И в какой-то момент говорю ему: "А вы сами договорились с Иглесиасом или через агента?" Он на меня смотрит: "Мы не знакомы". "А как же вы его песни поете?" - спрашиваю. Человек  сидит зеленый, бедный, нечастный. И уже когда пошли титры и он думал, что звук выключили, говорит: "Ну, Микола, ти мене взув". И я думал, что сейчас мы поссоримся… А когда вышел из студии - за кулисами была накрыта "поляна" с 18-летним виски. У него ни одна морщинка не появилась…

О других значимых проектах 90-х читайте в следующих номерах.