Вечером в пятницу маневровый тепловоз с цистерной хлора и пустым вагоном выехал с «Химпрома» (Первомайский район) в Чугуев. Всего в полутора километрах от предприятия случилось ЧП – цистерна с опасным веществом сошла с рельс, но, к счастью, не перевернулась. Хлор из емкости не вытек, сообщили прибывшие на место сотрудники ГУ МЧСУ в Харьковской области. Официальную причину происшедшего специалисты пока не называют. А вот предварительная версия ЧП – неудовлетворительное состояние железнодорожного полотна.
– Как только мы получили информацию о том, что цистерна сошла с колеи, сразу же выслали в Первомайское несколько подразделений МЧС, – заместитель начальника ГУ МЧСУ в Харьковской области Александр Галий. – К участию в операции были готовы аварийно-спасательный отряд и учебный центр оперативно-спасательной службы МЧС. Но поскольку хлор не вытек, мы направили только подразделения МЧС с Первомайского, Лозовой и Харькова.
Если бы хлор все же вылился из цистерны – всего перевозилось 57,5 тонны – он образовал бы очень опасное облако желтого цвета. Эмчеэсники утверждают, что при вдыхании этого газа смерть наступает моментально (поэтому в 1915 году в первых химических атаках немцы использовали именно хлор).
В тот же вечер в Первомайский с Лозовой был направлен восстановительный поезд, специалисты которого подняли цистерну и поставили на колею. Правда, отправлять в Чугуев уже не стали, а транспортировали назад – на «Химпром».
– Ходовые части цистерны получили повреждения, поэтому никто не рискнул везти ее куда-либо. Так что ее вернули назад на предприятие, перекачали хлор в новую цистерну и только потом отправили уже в Чугуев, – отметил Александр Галий.
Отвечать за происшедшее будет отправитель груза, то есть «Химпром». Тем более, что это были подъездные пути предприятия, а не территория ЮЖД.
– Машинист знал о неудовлетворительном состоянии путей. Только благодаря его опыту и профессионализму, удалось избежать трагедии. Когда он увидел, что цистерна наклонилась, действовал очень быстро и правильно. Был бы неопытный машинист, неизвестно, чем бы все закончилось.
Поскольку это были подъездные пути предприятия, а не территория Южной железной дороги, отвечать за происшествие будет «Химпром», который к тому же не имеет лицензии на перевозку грузов, сообщается на сайте Министерства транспорта и связи Украины. В день ЧП на месте аварии была создана рабочая группа по расследованию инцидента, которую возглавил руководитель предприятия. Теперь, получается, доказывать вину «Химпрома» в аварии будет сам директор завода. Какое наказание может понести руководство «Химпрома» за ЧП, пока неизвестно.
Только цифры
По данным городского управления МЧС только в Харькове расположено 75 химически опасных объектов. На 13 предприятиях хранится и применяется хлор, на 29 – аммиак, на 33 – другие опасные вещества.
Фото предоставлено ГУ УМЧСУ в Харьковской области.