Новую цену жетончика потянут не все. На сайте областной администрации появился проект распоряжения губернатора о новом тарифе в метрополитене. Повышение стоимости жетончика уже не за горами. К концу января будем их покупать по новым ценам
«6 гривен в день на дорогу я не потяну»
С новой ценой жетончика доехать из отдаленных районов Харькова в центр станет намного дороже. Харьковчанка Виталина живет в микрорайоне Горизонт. Грядущее повышение проезда в метро повергло ее в ужас.
- Мало нам проблем, теперь еще и метро по цене золота станет, - возмущается девушка. - Я сейчас в день трачу на дорогу 3,75. Подсчитала, что после повышения будет выходить 5,25. В месяц получится 115 гривен, если считать только рабочие дни.
От Горизонта до станции метро «Пролетарская» - всего три остановки, добираться можно разными способами: за 75 копеек на троллейбусе, на машрутке за 1,75, на автобусе за 2 гривны. Утром Виталина пользуется троллейбусом, а вечером на него не сядешь, поэтому приходится ехать на частном транспорте.
Около шести гривен в день придется выкладывать и другой харьковчанке - Юлии, которая живет на Новой Баварии, чтобы добраться в офис на проспекте Ленина на автобусе, а потом в метро.
- Для меня это очень дорого, - признается Юлия. - Теперь выгоднее будет ездить на 303 маршрутке. Правда, для этого надо от дома до круга троллейбуса идти пешком минут 15, чтобы сесть и ехать спокойно.
Больше всего везет тем, для кого метро – не основной вид транспорта. Юрий Викторович живет на Алексеевке. До места работы на Сумской он добирается без пересадок - на 285 автобусе за 2 гривны.
Автоперевозчики подтянут цены
Но жетончик по 1,50 – не единственный транспортный «сюрприз» для харьковчан. Сначала подорожает метро, а за ним, скорее всего, подтянется и городской автотранспорт. В первую очередь это коснется автобусов, которые ездят на дизеле.
- Рано или поздно мы вынуждены будем повысить стоимость проезда. Единственный доход автопредприятия – стоимость билета, - объясняет директорАТП Николай Шевченко. - За последнюю неделю стоимость литра горючего повысилась на 20 - 30 копеек. Литр солярки на опте уже стоит 5,1 грн. Все наши доходы съела инфляция. А банки повысили процентные ставки даже по гривневым кредитам. Запчасти импортные, их цена привязана к доллару, и они уже подорожали вдвое. Двигатели в «Богданах» и «Эталонах» - «Исузу», резина у нас ярославская, масло тоже импортное...
Еще один неприятный для транспортников момент – парламент в следующем году решил повысить акциз на горючее. А вообще Николай Евгеньевич отметил странную закономерность – за последний месяц харьковчане меньше стали пользоваться услугами автоперевозчиков, особенно в выходные дни.
- Мне в выходные невыгодно выпускать на маршрут большие автобусы, они просто не окупают свою работу, - жалуется автоперевозчик.
Предположительно, цена проезда в маршрутках вырастет на 25 копеек. Когдапроизойдет подорожание, специалист пока не может сказать.
- Надо пережить праздники и посмотреть, на каком свете мы находимся, - говорит Шевченко.
Структура нового тарифа
Метрополитен – хозяйство сложное. Одних только сотрудников в харьковской подземке работает около четырех тысяч. А еще - это километры рельсов и тонны различного оборудования. С помощью специалистов нам удалось прикинуть, что около 60 % новой цены жетона пойдет на зарплату метрополитеновцам, 30 % - это коммунальные платежи, из которых где-то 20 % «тянет» электроэнергия. Остальное идет на неотложные ремонты оборудования – замену рельсов и стрелок – 10 %.