Даже в кризисные времена нельзя терять оптимизм и веру в лучшее, уверен 85-летний Степан Письменный. Степан Письменный – необыкновенный человек и удивительный художник. Всю жизнь занимался свободным творчеством, проиллюстрировал более 30 книг, написал около двух тысяч картин. А свою первую персональную выставку организовал... когда ему исполнилось 80 лет. До этого, признается Степан Илларионович, как-то боялся... Сейчас в Художественном музее проходит вторая экспозиция, приуроченная уже к 85-летию автора.
Любовь с первого взгляда
Сельский парень стал художником благодаря случаю. В 1939-м году 15-летнему Степану нужно было получить паспорт. Для этого пришлось ехать из Донецкой области в Кировоградскую, там в сельской церкви сохранились метрические данные будущего художника. На обратном пути была остановка в Днепропетровске. Юноша зашел в местный музей и понял, что в село возвращаться не будет.
- Когда я увидел оригиналы Кустодиева, Репина, Поленова, Левитана, Саврасова, был ошеломлен и сразу решил стать художником. До этого было увлечение репродукциями. Ребята в школе копировали их обыкновенным графитным карандашом. Я пытался, но не особенно меня это увлекало, - рассказывает Степан Илларионович. - Музей занимал верхние этажи, а в цокольном находилась приемная комиссия Днепропетровского художественного училища. Я туда зашел и с ходу заявил, что хочу учиться. Нужны были домашние заготовки. Я за неделю нарисовал деревья, кусты, горшки... Собрал работы и сдал документы.
Достаточно неожиданно для себя Письменный сдал экзамены удачно и поступил на первый курс. Но поступление оказалось не таким сложным, как сама учеба. Первый семестр принес сплошные разочарования.
- Первый курс для меня был страшным, - признается художник. - Я чуть совсем не бросил училище. По сравнению с теми ребятами, которые учились со мной, я чувствовал себя беспомощным. Мне не хватало практики: не знал, как карандаш заточить, не чувствовал пропорций. Но мне по жизни везло с людьми. Мой преподаватель в свое время закончил мастерскую Репина...
К концу учебного года в зачетке Степана Письменного стояли уже хорошие оценки. Два курса пробежали незаметно, а потом началась война.
Потерял три пулемета, но остался жив
Училище эвакуировали из Днепропетровска в Ворошиловград, но и там спокойная жизнь быстро закончилась. Уже в октябре 1942 – го город начали бомбить немцы. А в конце ноября студента Письменного зачислили в запасной полк, в 1942 году под Сталинградом - в гвардейскую стрелковую дивизию. У Степана Илларионовича за войну было три серьезных ранения, частично он потерял слух. А однажды его маме даже принесли похоронку.
На войне Письменный был командиром пулеметного расчета Максима. Правда, орудиям везло не так, как их командиру.
- Я потерял три пулемета, они были повреждены, а я, как видите, остался жив. Как-то на мне взорвался снаряд. Даже не знаю, каким образом я оказался в траншее, меня отбросило и присыпало землей. Думали, что я погиб, потом кто-то споткнулся о мою ногу, откопали. В полевом госпитале пробыл неделю и сбежал на войну. Следующее ранение было на Буге, осколок перебил обе берцовые кости. Пальцы оказались сзади, пятка спереди. Дали освобождение на год, - вспоминает о своих злоключениях Степан Илларионович.
На войне как-то складывалось, что рисовать все было некогда. Ситуация совсем не подходящая для художеств. Но после Великой Отечественной Письменный вернулся к любимому делу - окончил Днепропетровское художественное училище и попытался поступить во ВГИК на отделение «Художник художественных фильмов». Но конкуренция была большая, а к тому же и не очень честная. В итоге Степана Иларионовича зачислили на отделение мультипликации, но это было ему неинтересно. В итоге Письменный приехал в Харьков, сдал экзамены в художественный институт и получил диплом графика-иллюстратора с отличием.
«Если мне что-то нравится, не могу пройти мимо»
В Художественом музее сейчас проходит вторая персональная выставка Степана Письменного «Неповторна мить життя». В экспозиции - больше 250 работ.
- Почему вы так поздно организовали свою персональную выставку? Все-таки 80 лет – солидный возраст, - спрашиваю у художника.
- У меня было мого групповых выставок (около восьмидесяти – Авт.), а на персональную не решался. Я слишком требователен к себе. Все время казалось, что делаю не то, что мой уровень не такой высокий... А когда исполнялось 80 лет, сотрудники музея буквально вытащили меня на выставку.
День Степана Илларионовича расписан по минутам. Большую часть времени проводит в мастерской. Здесь практически и живет. Дома художника можно застать только рано утром и поздно вечером.
- Я непоседа, мастерская – мой второй дом. Наверное, я прожил столько потому, что не сижу без работы. Тружусь 25 часов в сутки. Знаете, не могу пройти мимо того, что мне понравилось, - признается мастер. - Делаю наброски, этюды...
Жители Чугуева к художникам привыкли
Мастерская мастерской, но больше всего художник любит творить на открытом воздухе. Степан Письменный – постоянный участник репинских пленэров. А несколько лет назад рисовал Хортицу. Зарисовки делал с декораций фильма «Тарас Бульба», который снимал в Запорожской области Владимир Бортко.
Но самое сильное впечатление на художника производят окрестности Чугуева и люди, живущие в этих краях. То молока принесут местные детишки, то сердобольные хозяйки вареников передадут...
- Вы знаете, какие там люди! Это необыкновенно гостеприимный народ. Как-то на пленэре подходит дед, а там места – видно, что окопы были в войну... Старичок подходит и рассказывает: «Вон там блиндаж был, а под деревом пулеметчик сидел. Я был ребенком тогда, пулеметчику воду приносил...» Когда собеседник узнал, что и я тоже пулеметчик, его как ветром сдуло. Через какое-то время возвращается с корзиной, а в ней самогон, жареные караси и кочаны кукурузы. Мы подошли к тому дереву и помянули воина.
За свою жизнь Степан Илларионович пережил много всякого горя: Голодомор и войну, потерял близких людей. Трагически погиб его сын, дочки и жены тоже нет в живых, умерла шестилетняя внучка. Но даже после стольких испытаний художник не сдался, не впал в депрессию и не опустил руки. Недавно он задумал создать серию картин из современной украинской жизни. Серия должна подарить оптимизм украинскому народу: все еще не так плохо, и есть для чего жить.
К кризису, который наводит ужас на многих людей, Степан Письменный относится философски.
- Кризис – временное явление, от случая к случаю он неизбежен. Это последовательность в развитии человечества, - замечает Степан Илларионович. - Но я верю в то, что жизнь прекрасна во всех проявлениях. И все-таки хочу, чтобы народ не потерял надежду на будущее.
Свою следующую персональную выставку художник запланировал на 2013 год. Ему тогда исполнится 90 лет.