«Чтобы не ковырять землю лопатой»... Все началось с выставки. Харьковские ученые из института механизации сельского хозяйства в 1978 году отправились на ВДНХ, где во всей красе выставили чудеса тогдашней техники японцы. Мини-трактора и всякие сельхозагрегаты поразили воображение советских чиновников. На тот момент в стране процветающего социализма не было компактной техники, в моде была гигантомания. Выставка заставила начальников задуматься: почему у них такое есть, а у нас нет? Харьковчан слегка пожурили и сказали: начинайте осваивать малые формы. Так и появилось при институте студенческое конструкторское бюро.
- Мы первыми в СССР начали проектировать мини-технику для сельского хозяйства. Создали Центр научно-технического творчества молодежи, потом появилась фирма «Мини-агротехника», которая, правда, долго не прожила. Многому положил конец распад Союза, - говорит доцент кафедры «Трактора и автомобили» Харьковского национального технического университета сельского хозяйства им. П. Василенко (ХНТУСХ) Дмитрий Ткаченко. - Первым создали мотоблок для обработки почвы, чтобы крестьянин не лопатой ковырял почву. Он очень производительный получился. Следующая модель работала уже с прицепом, косилкой. Ее сделали по заказу авиационного завода.
Студентам предложение изобретать и конструировать мини-агротехнику понравилась. За идеями далеко ходить не приходилось. А вот с подручными материалами было сложновато. Первый мотоблок (легкая сельхозмашина для обработки почвы) был поставлен на двигатель от мотороллера. Другого подходящего, а тем более специального для мини-техники просто не было.
Дмитрий Иванович говорит, что в те годы в институте сельского хозяйства начали, опять-таки первыми, внедрять так называемое «сквозное проектирование». Тему дипломной работы студент получает на первом курсе, все годы учебы изобретает и конструирует свой мини-трактор. Воплощает его практически с нуля.
- Если в других вузах студенты на первом курсе чертят конусы, наши ребята начинают чертить детали своей будущей машины. И так на всех кафедрах, - уверяет преподаватель.
После первого мотоблока был создан одноколесный трактор. А потом еще много всяких агрегатов, например для уборки территорий, - бульдозер и посыпатель песком по принципу два в одном. Чуть усовершенствовав его, получили кормораздатчик для фермы.
Клюквоуборочная машина понравилась японцам
В конце 80-х годов в КБ пришел заказ из Академии наук – требовалось разработать клюквоуборочную машину. С заданием студенческое КБ справилось, только довести до ума его, увы, не довелось.
- Мы ее разработали, придумали очесывающий аппарат. Даже японцы заинтересовались этой машиной! Хотели вложить в этот проект 250 тысяч долларов, но Союз развалился, и на этом все закончилось, - вспоминает Дмитрий Ткаченко.
Кто только не интересовался изобретениями студентов Харьковского сельхозинститута! Приглашали на разные конференции и выставки - от Индии до Перу. Харьковский мини-трактор в Индии занял призовое место. А однажды, уже когда Украина была независимой, немцы вполне серьезно собирались наладить производство мини-машин, но поставили условие: финансировать будем не через правительство, чтобы деньги до вас дошли. В профильном министерстве с таким подходом не согласились. На этом все и умерло. В серийное производство изобретения КБ так ни разу и не попали. Тем не менее интерес к мини-технике не пропал и у нынешних студентов. В этом году Дмитрий Иванович со своими учениками создал мотоблок на основе двигателя «Хонда». На очереди еще один агрегат, уже с китайским двигателем помощнее.
Трагическая судьба танка-трактора «Кентавр»
В середине 1990-х КБ с Харьковским танкоремонтным заводом № 115 сделало попытку «перековать» танки в трактора. Совместно конструкторы создали опытный образец трактора с впечатляющим названием «Кентавр».
- Мы попросили у командира ходовую часть и трансмиссию танка Т-64. Тогда много военной техники порезали на металлолом, - вспоминает Дмитрий Иванович. - Сделали на его основе трактор, он хорошо работал, испытания прошли в Золочевском районе на пахоте – крестьяне были довольны. Но нашлись доброжелатели, которые довели до военного ведомства, что вроде как танк украли... Заводом начала интересоваться прокуратура, руководство части разогнали, а трактор порезали на лом.
Воспоминания о «Кентавре» у всех участников того проекта остались самые грустные. Отчасти, правда, справедливость восторжествовала. В 2004 году разработкой харьковчан заинтересовались россияне. Дмитрий Иванович обратился в ВР, нужно было содействие депутатов. Тогда уволенных со 115-го завода восстановили и посоветовали вернуться к разработкам танка-трактора. Конструкторы сделали новую модель «с прицелом на западный рынок». Это был уже более тяжелый, промышленный трактор-бульдозер.
- На него мы получили патент, - рассказывает Дмитрий Ткаченко. - Нестор Шуфрич, когда был министром МЧС, обратился на 115-й завод, чтобы сделали мощный трактор для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Насколько мне известно, сейчас такой трактор работает в Новобогдановке.
Селяне хотят купить, но не могут
Науку механизации сельского хозяйства в студенческом КБ освоили досконально. Но есть загвоздка, которую молодые ученые, да и не такие молодые, впрочем, тоже, никак не могут преодолеть.
- Как сделать трактор без финансирования? - задает риторический вопрос Дмитрий Ткаченко. - Вот и мы не знаем...
Мини-техника украинским селянам нужна. Импортую не купишь - дорого, а своей не существует в природе.
- Если мини-машину запустить в серийное производство, нужно чтобы она стоила не более 15 тысяч гривен. ХТЗ выпускает мини-трактор классической компоновки, он стоит 27 тысяч, для наших крестьян это дорогое удовольствие, - уверен доцент Ткаченко. - Наше КБ предлагает создать малый трактор и возродить государственные машинотракторные станции, чтобы фермеры имели доступ к технике.
Экспонаты есть, а музея нет
Мечта Дмитрия Ткаченко - создать музей сельскохозяйственной техники. Чтобы студенты видели всю ее историю: от плуга до современных машин. В 2004-м музей вроде начали строить. Заложили капсулу на участке, но дальше этого дело не пошло. Сейчас у музея есть экспонаты, но нет помещения.
Среди них - трактор 30-х годов Владимирского тракторного завода с металлическими колесами (резиновые стали ставить позже - когда поняли, что от них вреда для почвы меньше).
- Лучше всего для почвы гусеничный трактор – у него меньше всего удельное давление на почву, она меньше уплотняется, - авторитетно заявляет Дмитрий Иванович. - За весь цикл обработки от посева до уборки урожая колеса проходят по одному следу 15 - 20 раз. Почва просто уничтожается. В Париже есть музей, в котором хранится эталон Воронежского чернозема. Лет 20 назад французы взяли новые пробы почвы - ничего похожего с эталоном.
Из раритетов - плуг 1900 года, который студенты откопали в навозной куче в одном из районов области. На черном металле выбито «Завод Матвеевой в Николаеве». А еще в коллекции есть довоенная сеялка, купленная по цене металлолома за 290 гривен.