Считается, что автомобильной дороги из Украины в Таджикистан не существует, ее даже не найти на карте. Группа путешественников, в которую вошло немало харьковчан, доказала обратное. Чтобы добраться до конечной точки маршрута, им пришлось проехать три страны: Россию, Казахстан и Узбекистан. На путешествие ушел месяц. 12 тысяч километров приключений снимали на видеокамеру, теперь готовят фильм. О своих впечатлениях и о том, как сегодня живет некогда братская республика, рассказал руководитель экспедиции Евгений Любанский.
Волшебные слова «Они же гости»
- Экспедиция в Среднюю Азию планировалась давно, - говорит Евгений. – Нас объединил общий интерес к сегодняшней жизни братских республик. Все участники - люди «родом из СССР» и прекрасно помнят времена Байконура, целины, когда эти проекты были общими. Мы ехали в Азию на автомобилях, потому что хотели посмотреть жизнь не туристическую, а настоящую. К тому же интересно было исследовать непопулярный нынче маршрут - ведь нет на карте дороги, например, по которой можно добраться из Украины в Таджикистан. А ведь в древности существовал популярный шелковый путь.
В далекое путешествие отправились восемь человек на трех внедорожниках. С первого же дня в Азии машины с украинскими номерами привлекали внимание.
- Был забавный случай в Самарканде. Мужчина не поверил своим глазам, увидев сине-желтый флаг на номерах, и переспросил, точно ли мы из Украины. И вообще в пути были разные ситуации, но на выручку часто приходили волшебные слова «Они же гости». Таким образом открывались потайные запасы топлива на заправках в условиях дефицита горючего, люди задерживались ради нас на работе и помогали, чем могли.
Дороги таджикам строят китайцы
Первое, что удивило наших земляков в Средней Азии, - это дороги. По словам путешественников, в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане укладка дорожного покрытия идет полным ходом. Даже пустыня процентов на семьдесят оказалась покрытой асфальтом.
- Мы ожидали, что нам придется лавировать между песчаных барханов и искать путь по железнодорожным рельсам... А попали на практически достроенный двухполосный автобан, - не перестает удивляться Евгений. - Новые азиатские дороги - отменного качества, а старые можно сравнить разве что с лучшими в нашей стране. Откровенно плохи только пути в горах. Жалкое впечатление производят серпантины в Таджикистане, на которых не везде могут разъехаться две машины. Там нельзя разогнаться больше 40 км в час, а за обочиной - зияют пропасти. Внизу на противоположных склонах видны остовы исковерканных сорвавшихся вниз автомобилей.
Дороги в Азии строят в основном китайцы. Местные посмеиваются: мол, жители Поднебесной в районах, где они поселились, поели все, что жуется.
Ночевка в кишлаке
Колоссальное впечатление на путешественников произвели поездки по горным кишлакам в Таджикистане. В первом же горном поселке украинцев встречали с распростертыми объятиями.
- Как только свернули с трассы на грунтовку, перестали попадаться встречные машины, потом исчезли всадники на ишаках, наконец, закончилась и дорога. Дикие места, нависающие скалы, бегущие в ущельях бурные горные реки... И над всем этим, широко раскинув крылья, кружит что-то высматривающий орел. Рев наших моторов был слышен за несколько километров, поэтому все в кишлаке узнали о нас задолго до того, как мы приехали.
В глинобитном строении, куда украинцев пригласил гостеприимный хозяин - охотник Мирали, - они обнаружили очень простое убранство. Отделка стен отсутствовала, только на полу были раскиданы ковры и толстые вышитые одеяла-курпачи. Свет в доме давала газовая лампа, которую гости достали из своих запасников (электричества здесь никогда и не было).
- Хозяева рассказали, что электричество есть в соседнем кишлаке. Там местный гений на бурном горном ручье поставил своего рода ГЭС, собственноручно собранную из старого военного генератора и деревянного приводного роторного колеса. После чего на одноцветных глинобитных фасадах забелели тарелки китайских спутниковых антенн, доступных даже малообеспеченным горцам.
Ириски времен СССР и чай в пиалах
В Таджикистане украинцев встречали очень тепло. Иной день целиком состоял из застолья, прерываемого только короткими перебежками от одного стола к другому.
- Яства расставляют либо прямо на полу - на специально принесенной толстой тряпичной скатерти-дастархане, либо столике высотой сантиметров тридцать. В комнате приема пищи нет никаких складов столовых приборов, нет плит и печек - все это где-то за кадром. Женщин не видно. За гостями ухаживает хозяин, ему помогают сыновья. Очень красиво наливают и подают чай в пиалах. Существует строгий регламент, кому и каким образом подавать чай - даже внутри семьи. По тому, как тебе протягивают пиалу, легко уловить, насколько ты уважаем. К чаю подают вкуснейшие лепешки, испеченные в глиняных печах-тандырах на открытом окне, орехи, мед и конфеты-ириски, попробовав которые, начинаешь подозревать, что они изготовлены еще в СССР. Затем, как правило, подают кислое молоко - чака и салаты. Неискушенные в восточных церемониях приезжие на этой стадии уже чувствуют себя плотно поевшими, но только в этот момент и начинают подавать основные блюда. Шурпу - без спроса наливают каждому огромную порцию в касу (азиатскую глубокую тарелку). Чтобы не обидеть хозяев, начинаешь трамбовать это все в себя, еще не догадываясь, что потом тебя добьют порцией плова или жаркого.
В планах - поиски снежного человека
На обратном пути группа разделилась - по плану часть команды возвращалась домой на самолетах, а также отделялась одна машина.
- Последнюю совместную ночь мы провели в горах, - вспоминает Женя. - Один из охотников показал мастерство в подражании вою волка. Наверное, было очень похоже, потому что через часок на вызов откликнулось с пяток волкодавов, они появились в лунном свете. Увидев людей, оскалились, но не испугались, - пристроились у ног, как родные, мы накормили их макаронами с мясом. Утром на сабантуй пришла лисица. Эта уже без лишних реверансов полезла за продуктами, не пугаясь ни машин, ни спящих вокруг людей. Только крепкие армейские ящики спасли продукты от мародерки.
К сожалению, путешественникам не удалось сделать все, что запланировали. Машина, уехавшая раньше, попала в серьезную аварию, люди выжили чудом, но один член команды все же попал с серьезными травмами в больницу.
- Конечно же, мы отменили дальнейшую часть маршрута и отправились на помощь. Теперь все позади - обошлось. Сейчас вот пересматриваем отснятый материал, будем монтировать фильм о том, как сегодня выглядит Средняя Азия для украинца. Строим новые планы - хотим организовать отдельную экспедицию на Памир. Уже провели предварительные переговоры с местными властями, охотниками и учеными, которые могут показать много интересного. В частности я обговаривал новую версию поиска и съемки снежного человека с людьми науки - они хорошо ориентируются на Памире и уверены в том, что по их методу его можно заснять, а в том, что он существует и периодически встречается, они не сомневаются.