Сегодня в городе не встретить настоящих хиппи – попадается иногда длинноволосая братия с заросшими лицами и фенечками на руках. Но, по словам бывалых, эта культура ничего общего не имеет с тем, что было 40 лет назад.
«Культура выродилась в полууголовную романтику»
Есть в нашем городе одно заведение общепита, в названии которого фигурирует чисто «хипарское» словосочетание. Но, очевидно, люди, которые приходят туда попить пива и покурить, ничего не понимают в колбасных обрезках, и к хиппи это место не имеет никакого отношения.
По убеждению известного музыковеда Сергея Короткова, который сам был в свое время «дитем цветов», в Харькове не осталось представителей этой культуры. Все, кто мог, уехали за границу, а единицы оставшихся разбежались по разным углам, превратились в обывателей и встречаются только случайно.
- Никакой экзотики, «клубнички» в этом сегодня нет, - объясняет Сергей Коротков. - Теперь все просто – захотел поехать за границу, взял и поехал. А раньше это было смыслом жизни. Конечно, есть определенные люди, называющие себя хиппи, но они вообще никакой философии не исповедуют. Вся их философия - в том, чтобы покурить траву, которую сами же сеют. В Лисьей Бухте на юге Крыма уже целые плантации. Культура выродилась в полууголовную романтику.
За англоязычные песни чуть не выгнали из университета
А в 60-е годы все было по-другому. Тогда все были хиппи, потому что это было модно. Представителей этой культуры любили девочки. Подпольная культура привлекала храбрецов: на аллейке возле Мединститута собирались обычно музыканты с гитарами и магнитофонами. Коротков и сам пел в группе под названием «Идолы».
- Пели рок-н-ролл, на наши концерты в Покотиловке, Карачевке приезжали целые электрички из Харькова. В городе ведь гоняли, а в деревне было удобно, - объясняет Сергей.
С известным харьковским хиппи произошла одна показательная история. Когда он пришел на первый курс университета, который сегодня зовется Национальным им. В.Н. Каразина, студентов сразу спросили, кто будет в самодеятельности.
- Я говорю, давайте я спою. Что? Ну, что-нибудь на английском. А праздник был посвящен седьмому ноября, и в зале выступали вьетнамские студенты. Тогда еще шла война во Вьетнаме. И вот я спел несколько американских песен, причем песен борцов за мир. Вьетнамские студенты дружно встали и ушли: сказали, что это пропаганда американского империализма. Начался скандал, мне отключили микрофон, я чуть не стал врагом народа и чуть не вылетел из университета...
Пластинки записывали на рентгентовские пленки
Еще одним излюбленным местечком харьковских рок-н-ролльщиков была балка - пластиночная толкучка возле Благовещенского собора, единственное место, где можно было достать свежие записи буквально через пару недель после того, как они выходили за рубежом. «Beatles», «The Animals», «Chicago», «Doors» и другие английские и американские группы были самым ходовым товаром среди хиппи. Их покупали, заслушивали, тиражировали и перепродавали за большие по тем временам деньги.
- Средняя стоимость пластинки была около 50 рублей. Помню, что мне однажды удалось купить четыре пластинки группы «Chicago» за 200 рублей. Я был очень доволен, - вспоминает музыковед.
Поскольку «винила» было мало, хиппи пытались своими силами подпольно тиражировать пластинки. Для этого использовали рентгентовские пленки и обычный проигрыватель, переделанный под нарезку. Правда, срок службы такой пластинки был очень маленький - она выдерживала всего три-четыре проигрывания. А поскольку нередко на пленках были запечатлены всяческие кости, такая музыка получила название «рок на костях».
Джинсы - в дефиците
Сегодня джинсы стали самой распространенной и доступной одеждой, а во времена хиппи это был первый признак, по которому единомышленники узнавали друг друга.
- Представителей движения хиппи можно было легко узнать по фарцовочному сленгу и джинсам, за которыми приходилось прямо-таки охотиться. Некоторые собирали деньги на них полжизни - стоили средние синие джинсы рублей сто и заказывать их надо было из-за границы, - говорит Коротков.
У него первые джинсы появились только на втором курсе. Их привезли венгерские студенты за 80 рублей. И это была небольшая цена - иногда стоимость варенки доходила и до 200. Из обуви – замшевые (тоже привозные) мокасины, а вот кроссовок тогда еще не было.
Допросы в КГБ были распространенным явлением
В условиях подпольности культура хиппи во многом носила характер стихийного протеста, а не организованного движения. Но философия было явной: все это было, в первую очередь, антисоветским. Все советское называлось «совком» и всячески уничижалось. Естественно власти отвечали взаимностью. Интересовалась музыкантами не только милиция, но и КГБ, которое преследовало хиппи во всю и постоянно устраивало облавы.
- Конечно, милиция гоняла, - вспоминает Коротков. - Устраивались облавы, все это выглядело ужасно, окружали скверик вокруг Благовещенского собора, использовались дружинники - кто угодно. Все это делалось только для того, чтобы забрать пластинки и потом их перепродать подороже.
Были в хипповском прошлом музыковеда и вызовы в КГБ с многочасовыми допросами, но все они яйца выеденного не стоили.
- Я рассматривался как опасный элемент, - говорит Коротков, - который своим внешним видом и поведением разлагает всю идеологическую систему. Мне несколько лет мешали диплом защитить. Годы были очень неприятные. У мамы был инфаркт - как обычно, страдали люди, не имеющие к делу никакого отношения.
Когда развалился Союз, и разрешили выезжаьт за границу, многие хиппи сразу эмигрировали. Многие поехали в Израиль, соединяться с семьями. Были времена, когда в городе не было «своих» людей, все уехали. А бороться оставалось некому – наборолись.
- Из моих друзей мало кто остался здесь. Мы иногда встречаемся на улицах чисто случайно. Иногда ко мне в гости приезжают друзья из-за границы, и мы вспоминаем былые времена. Сегодня я уже не считаю себя хиппи - обычный человек, не принадлежащий ни к какой культуре, - признается Коротков.
Слово «хиппи» (с англ. - вихляющий, подтанцовывающий) родилось осенью 1965 года в СМИ. Сан-францискский писатель и журналист Майкл Фаллон применяет термин к контркультуре Сан-Франциско в статье о кофейне «Синий Единорог», где собирается Лига сексуальной свободы и Общество борьбы за легализацию марихуаны (LEMAR – Legalize Marijuana).
Хиппи хотели не только мира - им нужна была еще и свобода. Вы спросите: «от чего?» Ответ на первый взгляд может показаться странным: от цивилизации. Хиппи не нужны были уютные городские квартиры, они не хотели дышать загазованным воздухом. За это они получили прозвище «Дети цветов».
|