Необычный облик для привычных вещей Игорь Остапенко начал придумывать, когда еще был студентом. Сначала появился яркокрасный набор для туриста – уйма не по-советски удобных, а главное – красивых лоточков и кастрюлек, которые можно взять в поход. Следующими стали лимонно-желтые разносы для общепита – автор готовил проект под Олимпиаду-80. Нужно же было даже мелочами удивлять заграничных гостей.
Треугольный телевизор и поезд-«пуля» «накрылись» перестройкой
В 1985 году художник разработал внешний облик для телевизора. Из-под карандаша Остапенко появились две модели: миниатюрная переносная и огромная треугольная, благодаря которой «ящик» запросто бы вписался в угол. В те годы внешний вид телека «плясал» от размера и формы кинескопа, вспоминает Остапенко, поэтому проекты, которые направили на симферопольский завод телевизоров «Фотон», были революционными, правда, до конвейера во времена Союза так и не дошли.
В те же годы в Харькове кипела работа над созданием уникального поезда, который благодаря магнитному полю, зависал на высоте 2 см над рельсами и мог двигаться со скоростью 500 км/час. Коллеги из политехнического института корпели над технической стороной. Остапенко же придумал дизайн сверхскоростного поезда.
- Это не самолет, но и не поезд уже. А что это будет, как он должен выглядеть? - размышлял автор.
Форма – аэродинамическая, то есть обтекаемая, как пуля, идеальная для стремительного движения, а цвет – непременно фиолетовый.
- Очень загадочный цвет. Потом мы возили за границу на выставки свои разработки, получалось, что опережали и немцев, и японцев. Но из-за перестройки у нас проект законсервировали. Зато японцы и немцы готовятся спустить такой поезд на рельсы уже сейчас, - глядя на свой проект, с сожалением отмечает художник.
Три листочка для олигарха
Любимые материалы художника - дерево и металл: и то, и другое - абсолютно живое, утверждает Остапенко. А вот пластик художник не любит – как-то во время работы очень тяжело отравился его парами. В мастерской Остапенко много дерева, прямо у входа гостей встречает элегантная и очень удобная (сама испробовала) лавочка на крестообразных ножках.
- Это было бревно, из него еще и вешалка вышла, - скромно хвастается автор. Вешалка и вправду загляденье: с надписями, стилизованными под индейские, с одной стороны и словно вросшими алюминиевыми плечиками - на противоположной.
Впрочем, Остапенко не только создает новые вещи из дерева, но и охотно реставрирует старинные. В мастерской сейчас перевоплощается раритетный комод предпринимателя Гольдберга - того самого, чьим именем названа церковь. Где-то на свалке нашел, объясняет художник. Рядом с комодом – его ровесник шкаф, а под потолком – целая гирлянда всевозможных плечиков, причем уже не старинных, а ультра-современных – это уже плод фантазии Остапенко, который настойчиво именует себя художником-конструктором.
- Я не дизайнер, не люблю это слово. Слишком много вокруг дизайнеров пупков, лобков, - иронизирует Остапенко.
Здесь же, в мастерской, рядом с макетами сверхскоростного поезда, на огромном стенде — переплетающиеся деревянные листья.
- Это дом. Или, если быть более точным, три дома, - объясняет Игорь Остапенко. - Заказчик привез меня за Харьков, показал лес и говорит: ничего вырубать не хочу, нужно, чтобы дом вписался в рощу. Вокруг очень зелено, поэтому и появилась идея - три листочка. В первом отсеке дома - кухня, во втором - гостиная, самый маленький листочек - это была бы спальня.
Дом внешне напоминает жилище индейцев, и не случайно - автор планировал создать его из природных материалов: дерева, глины, кирпича. Сейчас во всем мире бум на экологические строения, говорит Остапенко. Но олигарх к воплощению проекта оказался не готов (слишком приметный - как красная тряпка для воров и налоговой) и отказался его строить, поэтому чудо-жилище пока можно увидеть только на макете.
Итальянцы «спионерили» полусферу
Хотя тему умывальников дизайнеры отработали вдоль и поперек, Остапенко своими находками умудряется удивлять художников со всего мира. Умывальник в виде тазика, умывальник - пригоршня – словно двумя ладонями воду зачерпнули, овальный и квадратный под дерево. Последний в честь дочки автор назвал «оксанометрия». За образами для умывальников далеко ходить не приходится, говорит Остапенко, - все уже есть в природе. Так, для удлиненного рукомойника из стекла, металла и зеркала прототипом стал водопад. А еще все умывальники идут в комплекте с краником - очевидная, но неуловимая, а потому совершено не пошлая деталь - мальчик и девочка, раскрывает секрет художник.
Пока умывальники от Остапенко существуют только в виде макетов. Чтобы воплотить идею, нужно разработать сенсорную панель, отлить все формы в керамике и наладить серию. Отечественные бизнесмены смелые идеи харьковского художника не поддерживают. Толстосумы охотнее покупают Италию или Китай, со знанием дела признается автор. А вот иностранцы творческие находки Остапенко уже оценили - недавно в одном из итальянских каталогов он увидел точную копию своего умывальника в виде прозрачной полусферы, который год назад демонстрировал на международной выставке. Кстати, на создание уникальной модели автора натолкнуло стекло из музея …Ленина.
- Когда Украинский дом в Киеве освобождали от музея вождя, во двор выбрасывали экспонаты, среди них была и эта полусфера - большое выпуклое стекло. Я его нашел и притащил, а потом приспособил.
А вот дома у художника-революционера все как у всех - самый обычный интерьер.
- Руки не доходят, чтобы создать уникальные вещи для себя, - вздыхает Остапенко.
Японцы восхитились стеллажом для нэцкэ
На счету Игоря Остапенко – всего одна персональная выставка, но его изделия харьковчане видели уже не раз. Художник не только придумал, но и создал собственными руками уникальные стеллажи для коллекции нэцкэ «Страна Аматерасу» (выставка проходила в художественном музее). Витрины с подсветкой - вертикальные и виде «семерки» - сплошь из стекла: на нэцкэ можно смотреть со всех сторон. Вешалки для кимоно, всевозможные лавочки, и все это для пяти залов, – Остапенко удивил даже гостей из страны Восходящего солнца.
- Японцы, которые были на выставке, сказали, что у них на родине таких витрин для нэцкэ, к сожалению, нет. Иностранцы вообще дуреют от наших идей. Правда, покупать ничего не покупают, - смеется художник.