Литературный бум как в 20-е годы
Харьков вполне заслуженно может называться литературным городом. И не только потому, что у нас творят Олди и Сергей Жадан. В Первой столице постепенно формируется современная литературная школа, у которой есть свои тусовки, свой сленг, своя культура.
Так, совсем недавно очередной слет пишущей братии состоялся в Муниципальной галерее. Среди присутствующих - Сергей Пантюк, Борис Гуменюк, Олекса Губский, Дмитрий Лазуткин, Ростислав Мельников и организатор вечера Сергей Жадан. Зал галереи был переполнен - пришедшие на встречу читатели с интересом слушали выдержки из текстов декламаторов, горячо обсуждали услышанное и спорили. Оказалось, что хоть пишут харьковские литераторы о различных вещах, но атмосфера общая - несколько сюрреалистическая, слегка ироничная, с большой долей осмысления.
Вырасти в интересного, читаемого и издаваемого писателя непросто, но вполне возможно, - считает один из самых успешных современных харьковских авторов Сергей Жадан. Но для этого владеть пером недостаточно - важно иметь, что сказать читателю, и писать в первую очередь для себя.
- Я интересуюсь людьми, которых вижу на улице, которые ездят в метро, живут со мной в одном подъезде, покупают в киосках пиво и так далее. Одним словом - неореализм, если можно так сказать, - объясняет Сергей.
Удивляя многих молодых авторов, которые тщетно пытаются опубликовать хоть что-нибудь из своих творений, Жадан утверждает: издательства бьются за хорошую прозу. Если поэзию издать сложно - она не коммерческая, то с по-настоящему интересной прозой никаких проблем нет.
- Сегодняшний литературный бум немного напоминает 20-е годы прошлого века - очень много пишущей молодежи. При этом сегодня в Украине сформирована очень благодатная атмосфера для развития литературы: нет цензуры, нет давления со стороны государства. Руки у авторов полностью развязаны. Полная свобода творчества и самовыражения, - считает Сергей.
Другое дело, что количество не всегда перерастает в качество. Но, по мнению уже состоявшегося писателя, процесс «нарастания мяса» обязательно приведет к каким-нибудь позитивным изменениям.
Издать книгу - от $ 3000 до $ 10 000
Несмотря на то, что громких имен в современной украинской литературе вроде бы не хватает, напечататься молодняку не так уж просто, говорят уже состоявшиеся писатели. Существуют, как минимум, два пути к этому. Первый - вложить в книги собственные деньги.
И здесь тысячами гривен не обойтись. По словам работника издательско-полиграфической отрасли города Дмитрия, экономический кризис отражается и на их ремесле: приходит мало авторов, сворачиваются тиражи. Да и дороже становится печать, ведь 65 % себестоимости книги приходится на расходные материалы, а их цена напрямую привязана к доллару. Тем не менее, в Харькове издаться дешевле, чем в любом другом городе страны, потому что бумага в основном используется российская, а за счет близости к РФ, в нашем городе она стоит дешевле всего.
- Себестоимость книги может быть и 5, и 500 гривен, все зависит от тиража – чем он больше, тем каждый экземпляр выходит дешевле, - рассказывает Дмитрий. У художественной прозы и стихов сегодня тиражи небольшие, а вот детская литература, учебная и узкоспециализированная проза популярны больше всего. Если автор собирается напечатать тираж для себя, чтобы потом раздавать книги направо и налево, то это можно сделать без всяких разрешений. Если же вы намереваетесь продавать свою литературу, нужно получить индивидуальный номер книги, а это могут сделать только издательства.
По словам полиграфистов, минимальные затраты на один тираж могут составить около трех тысяч долларов. Если заказчик хочет более солидное издание, тогда тираж обойдется в $ 10 000. Добавьте еще «десятку» - расходы на рекламу и промоушен... Вот уже 20 000 – только для начала. Выбрасывать такие деньги очень опасно, особенно если в успехе не уверен.
Заставить издателя поверить в тебя очень сложно
Второй вариант напечататься – найти издательство, которое согласиться вложить в автора деньги. В Харькове таких контор всего две. Одно из них в свое время решило вложить крупную сумму денег в Сергея Жадана - и не прогадало.
Для того чтобы вложение денег состоялось, автор должен заставить издателей поверить в себя. По словам главного редактора харьковского издательства Светланы Скляр, к ним приходят, звонят, пишут авторы со всей Украины. Компания занимается тем, что вкладывает свои деньги в украинскую литературу.
- Если говорить о художественном сегменте, то харьковских авторов в потоке даже не 50%. Постоянно печатаются у нас Светлана и Андрей Климовы, Олди, Симона Вилар. Мы вкладываем деньги в те книги, в которые сами верим, которые мы можем продать тиражом от пяти до десяти тысяч экземпляров. Если мы видим, что потенциал автора - только на две тысячи, то не беремся за него, - объясняет редактор.
Еженедельно в издательство приходит пять-шесть рукописей со всей Украины. Но заинтересовывают только единицы из них. В прошлом году из всего потока издали три автора, в этом не многим больше - четыре.
- Самое важное для нас, чтобы четко обозначался жанр, тогда нам легче будет позиционировать книгу. Наиболее ходовой сегодня – женские романы. Хотя иногда ставка делается на имя. Например, Ирена Карпа, которая тоже печатается у нас, последнюю книгу издала в жанре современной литературы, но у нее есть постоянные читатели, которые купят любую ее книгу, - говорит Светлана.
Только 5 % достойны внимания
Но есть и третий вариант стать читаемым, который не требует от автора никаких вложений и доступен он именно в Харькове. Это литературный журнал «Союз писателей». Издание, появившееся в 2000-м году, во многом способствует появлению новых харьковских авторов и группирует из вокруг себя.
- Сегодня мы существуем исключительно за счет благотворительных пожертвований, - рассказывает соавтор и соредактор журнала Андрей Краснящих.
Не может быть и речи о том, чтобы журнал был финансово прибыльным проектом, он даже не самоокупается, выходя тиражом всего 600 экземпляров. Несмотря на это, большое количество харьковчан стремится попасть на страницы периодического издания, но далеко не каждого берутся напечатать - 95% работ отсеиваются редколлегией.
- Есть система оценок - от минус пяти до плюс пяти. Плюс пять - это абсолютный шедевр, на моей памяти никому еще не ставился. Минус пять - выхожу из редакции, если это будет опубликовано. Ноль – мне все равно. Все что выше нуля – я, так или иначе, за публикацию. Плюс три, у нас, практически, самая высокая оценка, - говорит Андрей Краснящих.
Даже учитывая такие довольно жесткие требования к публикуемым произведениям, каждый месяц число дебютных текстов увеличивается. Конечно, не все они будут напечатаны - многим будет предложено не опускать руки, избавиться от отголосков творчества Стивена Кинга или других известных писателей, постараться выработать индивидуальный стиль, который формирует интонацию произведения, а интонация уже доносит идею, переживания и ощущения автора.