42-летний Анатолий Жамойдо называет себя архитектором спичек. Из них почти 35 лет он строит христианские соборы. Спички доступны даже беспризорным, шутит Жамойдо, при этом самым ценным в своих работах считает время, затраченное на создание работы. Определение «мастер» харьковчанин не любит – говорит, ремеслом отдает, ведь если есть мастер, значит найдутся и подмастерья. Хотя Анатолий профессиональный живописец (он закончил художественное училище) архитектуру спичек осваивал самостоятельно. Первые строения сделал еще во втором классе.
- Вначале я создавал архитектурные памятники, или даже больше импровизацию на их тему. В лучшем случае, у меня была одна фотография - с одним видом, а остальное я уже досочинял. Иногда получалось лучше, чем в оригинале, иногда хуже, - признает Анатолий Жамойдо.
Первую церковь сделал, будучи комсомольцем
Увлечение храмами (а их за несколько десятилетий работы в коллекции автора сейчас больше двадцати), появилось, когда тому было 14 лет. Одна из первых работ – грузинская церковь.
- Я был правоверным комсомольцем, но чувствовал необходимость сделать именно храм – в них наиболее чувствуется совершенство. Там, внутри грузинской церкви я сделал свет, оформил ее, хотя ни разу на тот момент не был в соборе – первый раз попал туда только лет через десять. Поэтому полная фантазия: для иконостаса из марок вырезал какие-то лица, не имеющие никакого отношения к святым, - вспоминает Анатолий.
Для постройки грузинской церкви архитектор использовал крашенные спички:
- Это было в детстве, поэтому я хотел, чтобы все соответствовало цветам оригинала. Если избушка – значит, коричневая, если грузинская церковь – значит, серая, словно из камня. Поэтому спички сначала зачищал, потом бросал в тазик с гуашью, сушил, снова зачищал, и только потом строил. Материал убивался полностью – если не сказать, что это из спичек, никто и не догадается, из чего. Исчезла изюминка, потому со временем я отказался от экспериментов.
Десять лет – на одну «скульптуру»
На «возведение» храма из спичек уходит от полугода до 10 лет работы - все зависит от настроя и сложности изделия. Дольше всего - 10 лет с перерывами - Анатолий строил собор, который должен был вобрать в себя все черты храмов, как древних, так и современных.
- По замыслу это должна быть история архитектуры от древних времен до нынешних дней. Но завершить идею не удалось – не хватило сил и энергии, поэтому, как смог, так и закончил. Получилось что-то более традиционное, - рассказывает Анатолий.
Есть среди работ Жамойдо и две копии харьковского Успенского храма. Первая версия появилась сразу после армии - Анатолий признается, что очень хотелось работать, аж руки зудели. Второй вариант собора старше предшественника лет на 20, но он еще не окончен. Первая Успенка выглядит невероятно душевно и тепло.
- Вам не видно, но в первой работе столько ошибок! - чуть смущаясь восклицает автор.
Миниатюрную копию Успенского собора Анатолий делал около двух лет. На нее ушло около пяти-семи тысяч крашеных спичек, благодаря которым колокольня храма выглядит так, как ее горожане помнят до реставрации – серой, с налетом вековой истории.
«Я делал храмы ближе к небу»
Кроме знакомой харьковчанам Успенки, среди работ Жамойдо есть целая серия церквушек, которые словно сошли с открыток Русского Севера.
- Это Кижи, Варваренская церковь, там невероятная архитектура. Мне повезло: когда я строил ее миниатюрную копию, попались ее изображения со всех четырех сторон. Я этот храм делал полгода – много мелких, но очень важных деталей, кропотливая работа.
Золотые ворота от харьковского архитектора спичек – образ собирательный, признается автор:
- Такие есть и в Киеве, и во Владимире. Это что-то универсальное на тему древнерусской архитектуры. Их я делал лет шесть с перерывами.
Есть у харьковчанина и три миниатюры храмов Западной Украины, среди которых - собор Святого Юра. А еще - изюминки белорусского зодчества.
- Это Гомель, Белоруссия, часовня, которая реально существует. Волею судьбы я там оказался, сделал фотографии двух-трех видов, и потом по снимкам воссоздал ее. Но точной копии не получилось: во-первых, материал требует упрощений, во-вторых, все памятники архитектуры мне казались немножко приземленными, и я их немного удлинял, делал ближе к небу, - объясняет Жамойдо.
Собственная версия Александровской колокольни из Подмосковья – первого шатрового сооружения, появившееся на Руси, Анатолию больше нравится, чем оригинал. При этом автор признается, что колокольня - не полная копия, потому что во время создания под рукой оказался вид только с одной стороны.
Сейчас в планах Анатолия – сделать мобильную выставку и проехать по городам Украины.
- Хочу показать свои работы и объяснить, что это может делать любой человек, ничему
«У меня до сих пор отличное зрение»
Спички помогают развить важные черты характера у человека, уверен Анатолий.
- Это и усидчивость, и умение поставить цель и довести дело до конца, а потом вернуться к этой же работе и сделать ее совершенной, - говорит архитектор спичек.
Хотя работает Анатолий в основном вечером или ночью при свете самой обычной лампы, на здоровье не жалуется:
- Если человек делает что-то в правильном состоянии, никаких проблем со здоровьем быть не может. Я столько провел за столом, что давно должен быть слепым, а у меня до сих пор отличное зрение. Не так важен свет, сколько само желание работать.
Иногда, правда, подводит материал, признается Анатолий: спичек всегда было мало хороших, а сейчас и подавно дефицит.
- Их же делают не для того, чтобы мастерить, а чтобы печку растопить. Хорошо, если треть коробки будет пригодна для строительства храма, - объясняет архитектор. - Одинаковые спички нужны, если строишь что-то без клея. Ну и важно для неопытного мастера поначалу использовать только самые отборные спички, потом, с опытом, уже поймешь, что разрезать на несколько частей. Чаще всего использую те, что первыми попались. Балабановские хорошие, ну и российские заводы спичечные были неплохие, правда из 17 сейчас работает всего 4.
Спичечные головки при строительстве миниатюрных храмов не используют, их попросту срезают. Если счищать, то остается след на самой палочке и работа выглядит, как грязноватая, не аккуратная, - делится секретами создания строений из спичек Анатолий.