Кабины горят не реже, чем раз в квартал
Район Южного вокзала, Госпрома, улицы Пушкинская, Гоголя – здесь в домах до сих пор «обитает» первое поколение лифтов 1926-1928 годов, которое требует к себе самого пристального внимания. По данным КСП «Харьковгорлифт», в городе осталось 29 подъездов, в которых подъемники до сих пор вообще не работают. И это, конечно, хороший результат, по сравнению с тем, что было в начале 2007-го. Тогда, по словам нынешнего директора «Харьковгорлифт», Анатолия Кандаурова, не работало полторы тысячи! Некоторые из них «реанимировали» с помощью капремонта, иные пришлось и полностью менять.
- Новые лифты мы покупаем в «Укрлифтсервисе» - киевской компании, единственной, которая не разорилась после перестройки. Много предложений поступает от китайских, турецких производителей. Но импортные подъемники нам не подходят, потому что на них невозможно купить запасные детали. Если какая-то запчасть выходит из строя, останавливается весь механизм, - рассказывает Анатолий Кандауров. - В планах на следующий год – 30 новых лифтов и 200 капремонтов.
Вторая по значению проблема – внутренний вид лифта. Оплеванные и исписанные стены, приглушенный свет от единственной «недобитой» лампочки, обгоревшие кнопки – это ежедневное зрелище доставляет мало удовольствия жителям многоэтажек.
- За время работы нам удалось поменять 20 кабин, но еще около 70% лифтов в городе нуждаются в подобном обновлении. Во многих кабинах прогнили полы, все держится на уголках. Кроме того, они горят не реже чем раз в квартал. Кто-то бросил окурок, кто-то поджег бумагу, - объясняет Анатолий Кандауров.
До недавнего времени «Харьковгорлифт» заказывал новые кабины, бесшумные, с несгораемой краской, на харьковских заводах. Но совсем скоро, хвастается Кандауров, харьковское КП будет выпускать свои собственные кабины – сегодня завод заканчивает установку и наладку оборудования для их производства.
Совсем уж далеко идущие планы – собственный завод по производству лифтов.
- Ведь раньше харьковский завод обслуживал пол-России и всю Украину, - ностальгирует Анатолий Кандауров.
Когда выступал Queen, аварийка выезжала раз 100
Лифты в Харькове останавливаются по 15 – 20 раз в день, приводят статистику специалисты. Хоть все подъемники проходят технический осмотр, из-за изношенности оборудования от сидения в лифте никто из пассажиров не застрахован.
- На заводе работают аварийные мобильные службы, которые добираются к месту аварии за 10 - 15 минут. Но вообще человек может находится в кабине и сутки, и двое, и трое, - уверяет Кандауров. - Лифт - безопасное помещение. Вентиляция достаточная, потому что шахта продувается снизу доверху. Единственный минус в том, что свет выключается – но так устроена система лифта.
По словам Кандаурова, добраться в самый труднодоступный район города и даже области аварийной службе не проблема. Все дело в джипах, которые идут и по тротуару, и через поле.
- В каждом из 9 районов города есть такой джип. Мы свободно проезжаем там, где милиция и пожарники не могут проехать. Сколько случаев, когда люди застревали в больницах, роддомах, и мы приезжали вовремя. А когда был концерт Queen, нам поступило больше 100 звонков - пьяные люди возвращались с концерта и прыгали в лифтах.
Медные части лифтов в цене
Тормозные катушки лифтов по-прежнему представляют собой лакомый кусочек для воришек-алкоголиков. По словам Анатолия Кандаурова, недавно случай воровства был в Ленинском районе. Поймали, провели три суда – здесь вовровать прекратили. Но медные запчасти начали отвинчивать в Киевском районе и на Салтовке! Масштабы «разбирания лифтов на запчасти» поражают. За сентябрь пропало аж 70 тормозных катушек, в каждой - более четырех килограммов меди.
- Это механизм, который тормозит машину. Его нельзя приварить или каким-то другим образом закрепить в шахте, - объясняет специалист. - А все двери в машинное отделение практически вышли из строя, их просто нет. Поэтому мы думаем, что будем на своем заводе изготавливать и двери в машинное помещение. Бюджетный запрос на приобретение металла уже дан.
В целом, по словам Кандаурова, сегодня завод «отбил» вложения, которые город выделял на его создание, и уже работает на город:
- Доход мы еще не приносим, но если посчитать, сколько бы город потратил на детали для 1,5 тысяч лифтов, это были бы миллионы. А так как мы сами все это делаем – это копейки.
Конечно, не хватает профессиональных кадров, финансирования, но в целом Анатолий Кандауров доволен работой своего предприятия и рассчитывает, что завод начнет выпускать харьковские лифты уже течение ближайшего года.
За что мы платим деньги?
Александр Пилипенко, член комиссии Харьковского горсовета по вопросам ЖКХ, считает, что созданное почти два года назад предприятие «Харьковгорлифт» работает не эффективно:
- Жизнь лифта – 25 лет. В Харькове дома массово строились в 1980-1990-е годы. Мы с вами платим деньги за то, чтобы наши лифты постоянно ремонтировали, ежемесячно проводили техосмотр. В месяц с подъезда девятиэтажки собирают 130 гривен на техническое обслуживание лифта, с 16-этажки – 200 гривен. Плюс - дотация из бюджета 130 гривен. Итого на каждый лифт в месяц идет около 300 гривен. Но посмотрите на наши лифты – половина ездит без освещения! Кабины трясет, да и застряем мы слишком часто, не говоря уже о несчастных случаях в лифтах!
У меня сын живет на седьмом этаже, он с ребенком застрял в лифте. Аварийка приехала только через 40 минут. Я, конечно, занялся этим подъемником. В лифтовой кабине имеется журнал, в котором электромеханик должен отмечать все работы, которые он выполняет: ставить число, роспись... Я обнаружил, что бумага чистая, незамасленная, и журнал за целый год заполнен одним цветом чернил. Я не поверю, что электромеханик все время заполнял тетрадь одной ручкой. То есть кто-то сел и заполнил журнал за весь год. А зайти в машинное помещение? Там лет 10 не убирали!
Мы строим завод по лифтам - это хорошо, но что это дает? Фирма «OTIS» 15 лет назад построила завод в Киеве, и он ей обошелся в 15 миллионов долларов. А что мы хотим построить в Харькове за копейки? Завод? Или видимость завода? Как мы будем конкурировать? С кем? И даже если мы будем производить кабины, мы не сможем использовать лифт больше 25 лет.
Меня также волнует вопрос подготовки лифтов к зиме. В советские времена всегда составлялась программа по утеплению машинных помещений, температура в них должна быть плюсовая, потому что лифты будут останавливаться из-за замерзания масла. Их раньше стеклили, утепляли, а сегодня ничего этого не делается.
У нас ни одно КП, созданное в городе, не приносит дохода. В городе помимо «Харьковгорлифт» есть порядка 25 компаний, которые декларируют, что получили разрешение на обслуживание и монтаж лифтов. А КСП «Харьковгорлифт» – монополист на рынке.
Сегодня в тарифе на обслуживание жилья на лифты заложено девять копеек с квадратного метра площади. А это около 1,5 - 2 гривен с каждой квартиры. Деньги направляются на спецодежду лифтеров, инструменты, запчасти, зарплату, а 15 % предприятие вкладывает в свое развитие.