Транспортные трудности бьют по карману учеников вузов. Уже традицией для студентов стало начинать учебный год, с решения вопросов о законных льготах на проезд. Искать компромисс приходится со всеми транспортными предприятиями, а также чиновниками – как городского, так и областного уровня.
Метро отказало в «безлимите»
Харьковский метрополитен готов предоставлять студентам 70 поездок в месяц за полцены. Сегодня это 37,5 копейки. Однако, по мнению некоторых студентов и студенческих организаций, этого мало.
- Сейчас мы еще ездим столько, сколько хотим. «Бросаем» деньги на карточку – и все. Но с октября старые карточки обещают аннулировать, счета на них заморозить и выдать новые с лимитом на 70 поездок. Этого, конечно, хватит, чтобы весь месяц ездить в институт и домой. Но есть вузы, у которых несколько корпусов разбросаны по всему городу – приходится переезжать с пары на пару. Удобнее и быстрее, конечно, добираться на метро, - говорит Елена Дуйкова, председатель студенческого совета Харьковского института бизнеса и менеджмента.
Против лимитирования льготных подземных перемещений выступает и Харьковская организация профсоюза работников образования и науки. Ее члены требуют не ограничивать количество поездок вообще. Председатель организации Лидия Дулуб уверена, что передвижение студентов по городу нельзя ограничивать только учебой.
- Дети занимаются иностранными языками, спортом, ездят в библиотеки. Поэтому мы настаиваем на безлимитных карточках. В ближайшее время мы проведем опрос среди студентов – сколько им нужно поездок - и оставляем за собой право на забастовку.
В подземке же не собираются идти на уступки.
- Это провокация, - возмущается пресс-секретарь метрополитена Олег Перегон. - Всю эту возню по поводу недостаточного количества поездок затеяли определенные силы, чтобы отвлечь внимание от «Горэлектротранса». Восемь лет существовали контактные карточки для студентов на 60 поездок. В 2007-м мы ввели новые, компьютерные карточки и год внедряли их, поэтому и не ограничивали количество поездок. Но статистика показывает, что на одну карточку приходится около 42 поездок. Мы пошли навстречу студентам и сделали 70. При этом мы ежегодно теряем на этом девять миллионов гривен, не получая компенсаций их проезда из бюджета.
С «Горэлектротрансом» вопрос решили до 2009-го
Не до конца определена ситуация с трамваями и троллейбусами. На встрече со студентами мэр Михаил Добкин пообещал: городской бюджет будет доплачивать за студентов до конца 2008 года. Тем не менее пока что все ученики вузов платят за проезд в этом транспорте полную стоимость.
- В институте нам говорят: в сентябре даже не заикайтесь, а с октября посмотрим, - рассказала Елена Дуйкова. - А между тем проезд – важная составляющая бюджета студента. Родители не всегда в состоянии помочь, а сразу зарабатывать студент, тем более приезжий, не может – ему нужно какое-то время адаптироваться в городе.
По словам мэра Михаила Добкина, ежегодные проблемы со льготами для студентов возникают из-за того, что в государственный бюджет не включают компенсацию транспортным предприятиям перевозки таких пассажиров. По информации директора городского департамента транспорта и связи Евгения Водовозова, харьковские предприятия всех видов транспорта в этом году получили из госбюджета лишь 22 % средств, необходимых для компенсации льготных перевозок. С учетом того, что наш город - студенческий, он теряет на перевозках этой категории льготников больше других. Мэр пообещал студентам защищать их права и в следующем году.
Студенты тоже не собираются сидеть сложа руки. По словам Елены Дуйковой, они подождут до Нового года и, если средства на компенсацию их льготного проезда в транспорте снова не предусмотрят в госбюджете, будут принимать меры, в том числе привлекать к решению этого вопроса Всеукраинский студенческий совет и обращаться напрямую в Кабмин.
На встрече со студентами Михаил Добкин озвучил интересную идею. Он хочет сделать единый для всех видов транспорта, включая автобусы, проездной, приобретя который, льготные пассажиры смогут ездить везде за полцены. Такую практику мэр вроде бы «подсмотрел» в Европе.
Алла Александровская, член бюджетного комитета ВР:
- Метрополитен находится на бюджете государства. Он обязан оказывать услугу по перевозке льготного контингента. Но у него на это не хватает денег, поэтому он начинает придумывать какие-то ограничения. Например, ограничивать студентам количество поездок. Думаю, что проблема - в низкой рентабельности метрополитена. По-хорошему Минтранс в таком случае должен увеличивать финансирование этого предприятия.
Что касается троллейбусов и трамваев, здесь все в порядке. На «Горэлектротранспорт» Харьковской области из госбюджета было выделено 18,5 миллиона гривен, и 13, 5 уже израсходовано. Какие бы то ни было проблемы в этой сфере могут быть связаны с тем, что субвенции из бюджета меньше потребностей города. Например, город просил на электротранспорт 25 млн, а получил 18.