В планах сдать в 2019-м
На днях кабмин одобрил документы на продление "Алексеевской" линии метро. Длина строящегося отрезка на две станции "Державинская" и "Одесская" – 3,47 километра, а прогнозируемая смета - 2,657 млрд грн. Планируется, что строительством будут заниматься 274 рабочих. Самая неожиданная информация указана в графе "Год начала и окончания строительства": 2015 – 2019.
В "Харьковметропроекте", генеральной проектной организации будущего метростроя, объяснили, что проект строительства двух станций был подготовлен ранее, сейчас потребовалась корректировка данных под новые нормы.
- Сейчас начинают отводиться территории под стройплощадки, - сообщил главный инженер проекта Александр Жиров. – Все идет к тому, чтобы уже в текущем году поставить там забор. Все-таки до конца года еще полтора месяца.
- Вы верите, что в 2019 году удастся построить? – интересуемся.
- Давайте смотреть в будущее с оптимизмом, - воодушевленно ответили нам.
Банкиры вместо госбюджета
Учитывая, что не хватает денег на строящуюся станцию "Победа" (работы с переменным успехом ведутся здесь с 2011 года), возникает вопрос: где взять финансы на новые две станции. Эксперты считают, что это нереальная задача.
- Я не верю в метро до Одесской в 2019 году, - заявляет политолог Валерий Дудко. - Деньги можно получать, а можно обещать. На сегодняшний день власть слишком много обещает, но деньги, к сожалению, не поступают. "Одесская" - это скорее халва, от которой совсем не сладко.
В мэрии давно поняли, что на госбюджет рассчитывать не стоит. Чиновники давно окучивают банкиров международных организаций на предмет кредита. В частности, у Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития уже несколько лет выпрашивают 300 млн евро.
- Этих средств хватит, чтобы построить две станции метрополитена, депо, а также обновить подвижной состав на линии, - говорят в мэрии.
Нечем рыть тоннели
Отсутствие денег – это не единственная проблема, с которой столкнутся строители. Им понадобится серьезное оборудование для работы с неустойчивой почвой, так называемыми плывунами. Щит, который копал тоннель на других участках метростроя, тут не поможет.
- Да, геологические условия сложные, но решаемые, - говорят в "Харьковметропроекте". - Понадобится иностранный туннеле-проходческий комплекс. В Харькове такого точно нет, но в Киеве, я знаю, он работал.
Метростроевцы пока что только мечтают о щите из Австрии или из Германии. Говорят, скорость продвижения будет заметно выше: отечественный комплекс проходил за сутки 2 – 3 метра земли в сутки, а иностранный – более 7 метров.
Специалисты называют еще одну сложность, с которой столкнутся при прокладке станции "Державинской".
- Там очень мало места, все застроено. Придется, как говорится, на одной ноге стоять, - рассуждает механик метростроя Сергей. - Как на "Победе", складывать материалы будет негде, придется подвозить все под "сейчас надо".
В то же время проектанты новой линии подземки объясняют: там, где должна стоять "Державинская", и ранее был предусмотрен демонтаж зданий. Планы не поменялись. Речь идет о сносе частных домов на пр. Гагарина.
КСТАТИ
"Победа" - еле жива
А пока харьковчане никак не дождутся пуска многострадальной "Победы". 30-я станция харьковского метрополитена готова более чем на 80%, но нужно еще 250 миллионов гривен, чтобы довести ее до ума.
- Мы ведем переговоры с областной властью о поддержке, но реально рассчитываем только на свои силы, - заявил мэр Харькова Геннадий Кернес. – На ближайшей сессии горсовета выделим 20 млн грн., чтобы работы не останавливались в зимнее время.
Метростроевцы поясняют: 20 миллионов – это примерно месяц работы.
- Идет отделка, подключение коммуникаций, - сообщил механик Сергей. – Рельсы еще не уложили. Основной упор делается на отделку и оформление станции.
Строители "Победы" уверяют: будет финансирование – станция заработает до Дня города в следующем году.