22 декабря
Загрузить еще

Юбилей харьковского Музея театральных кукол: 90-летняя пионерка Нюра отдыхает на пенсии, а черт курит на сцене

Юбилей харьковского Музея театральных кукол: 90-летняя пионерка Нюра отдыхает на пенсии, а черт курит на сцене
Фото: Харьковчанин создал уникальный мини-театр марионеток, который помещается в двух чемоданах. Фото: Андрея Авдеенко и Константина Буновского.

Гусь-пожарный играл на сцене 70 лет назад

Одна из самых старых кукол в истории харьковского театра - Гусь-пожарный из спектакля "Кошкин дом", который радовал маленьких зрителей с 1948 года. Смастерила его художница Евгения Гуменюк.

- В 40-е годы кукол нередко делали из натуральной кожи, которая имеет свойство со временем пересыхать и разрушаться и практически не подлежит реставрации, - говорит завлит театра кукол им. В. Афанасьева Александр Стогний.

Хранятся в местном музее и "приезжие" старожилы. Почтенный возраст легендарной пионерки Нюры – 93 года.

- Когда в Советском Союзе зарождалось пионерское движение, первые ребята при посвящении приносили присягу этой кукле, как настоящему живому человеку, - рассказывает Стогний. - Об этом факте стало известно из воспоминаний ее "родителей" - первых советских кукольников Ивана Ефимова и его супруги Нины Симонович-Ефимовой.

Лет 10 назад ветерана сцены пришлось подновить - местные мастерицы восстановили пионерке деревянные ручки-ножки и лицо, а также подштопали побитую молью одежду Нюры.

Видео Константина Буновского.

98 % экспонатов, выставленного в стендах – оригиналы. Фото: Андрея Авдеенко и Константина Буновского.


В "Чертовой мельнице" работает третье поколение кукол

Этот спектакль для взрослых идет на сцене с 1955 года. Причем куклы, задействованные в нем, хоть и пережили две реставрации, принципиально не меняются, а делаются по старым слепкам из материалов и тканей близким к той эпохе.

- Спектакль "Чертова мельница" уникален не только как первая в Украине постановка для взрослых на профессиональной сцене, открывшая эпоху вечернего репертуара, но и как долгожитель в кукольной среде, - подчеркивает Александр Азатович. - Зрители и сегодня могут увидеть сцену с курящим чертом Люциусом, который на глазах у всех достает из пачки сигарету, вставляет в рот, зажигает о портик спичку и, затянувшись, выпускает облака табачного дыма. Создается впечатление, что кукла живая. А сцена с Отшельником, который удаляется спиной к зрителям, благодаря мастерству народного артиста Украины Рубинского до сих пор вызывает в зале гомерический смех.

Мальчик Пуукти собирал у детей подписи

Из 300 кукол, которые хранятся в харьковском музее, немало экзотических гостей. Есть мальчик Пуукти из Японии - личный подарок руководителя театра "Пук" Кавадзири. Кукла ездила с выступлениями по всему миру и собрала десятки тысяч детских подписей под обращением о запрете атомного оружия.

- Одна из самых экзотических кукол - родом из Монголии, но есть ли там профессиональный театр кукол - неизвестно, - разводит руками Стогний. - Еще одна загадка - Клоун из Португалии. О португальском театре кукол у нас очень мало информации, но точно известно, что недалеко от Лиссабона находится удивительный частный музей игрушек, созданный в 60-е годы коллекционером Жоао Морейро. Скорее всего, наш Клоун - подарок Морейро.

Подробности

Бобер из фетра умеет хмуриться и криво усмехаться


Одного из героев для спектакля по басне Крылова "Лиса и Бобер" харьковчанам подарила художница Екатерина Беклешева, ее первые мимирующие куклы выступали еще на фронтах и изображали фашистских деятелей, в том числе и Гитлера.

- Бобер - потрясающая кукла в возможностях передачи мимики: умеет хмуриться, таращить глазки, криво усмехаться, поджимать губы, саркастически дергать носом, - перечисляет Александр Азатович. - Материалом для таких кукол в основном служили фетр, сукно, шерсть, шелк и другие ткани, позволяющие создавать объем пластической выразительности формы. Это одна из самых сложных техник в изготовлении кукол.

К слову, во время тотального дефицита в СССР на какие ухищрения только не шли мастера. Так, забавные и яркие Волк и Заяц "родились" в Симферопольском театре кукол из обычных шнурков для обуви, а персонаж Сила - из малярных кистей для побелки.

Интересно, что

Харьковчанин создал уникальный театр, который помещается в двух чемоданах


О мини-театре Нинеля Малковича, с которым он выступал в 60-е годы, не найти информации в справочниках. Долгие годы имя этого человека было забыто, а куклы пылились в чулане.

- Несколько лет тому назад к нам позвонила женщина и сказала: мой муж, которого уже нет в живых, когда-то сделал кукольный театр, приезжайте, посмотрите. Театр кукол-марионеток этого одаренного от Бога изобретателя и человека уникальных творческих способностей уместился всего в двух чемоданах, - не скрывает эмоций завлит. - Причем все части были пронумерованы и легко собирались в течение часа. Уровень изготовления, технологического мышления, требований к художественной форме - поразительны. Среди 11 кукол есть замечательная фигурка ослика: когда ты к ней прикасаешься - она оживает.

По словам Стогния, Малкович начал выступать со своим театром в детсадах, школах клубах, но так как он был человеком "совершенно некоммерческим", взял себе помощника, который за его спиной затеял аферу с билетами. В итоге оба попали под суд. Служители Фемиды приняли решение, что все кукольное добро должно быть конфисковано и уничтожено. Сжечь поручили директору Дворца пионеров.

- Женщина не смогла этого сделать и так, чтобы никто не знал, вынесла чемоданы Малковичу, а позже сожгла гору тряпок. После скандала этот театр и мастер были на долгие годы забыты, а куклы пролежали в чулане больше 40 лет, - вздыхает Александр Азатович. - Теперь марионетки Нинеля Малковича пополнили нашу коллекцию.

Примечательно, как могут разниться судьбы театров. В этом году сам Харьковский государственный академический театр кукол им. В. Афанасьева, в стенах которого зародился и существует поныне Музей театральных кукол, празднует свое 75-летие.