Множество проектов по строительству подземки не реализовали из-за финансовых проблем. Оказывается, харьковское метро могло быть совсем другим. К примеру, в 60-х подземку хотели вывести за пределы города. Если бы этот проект внедрили, жителям Чугуева, Змиева, Мерефы было бы намного проще добираться до Харькова. Почему не удалось реализовать этот и другие проекты, корреспонденту «КП» рассказал Владимир Спивачук, проработавший 35 лет главным архитектором в «Харьковметропроекте».
Автомобили и трамваи можно пустить под городом
Когда в Харькове только стал вопрос о строительстве метрополитена, специалист по транспорту «Харьковпроекта» Роман Любарский предложил пустить электрички под городом. То есть в черте Харькова это было бы метро, а за его пределами – обычные электрички, выезжающие из тоннелей.
- Это была замечательная идея, которая помогла бы решить транспортную проблему для жителей Чугуева, Мерефы, Змиева, Белгородско-Казанского, Краснокутского, Волчанского направления, - говорит Владимир Спивачук. – Фактически, метро сразу было бы проложено до этих населенных пунктов. Но, к сожалению, прекрасную задумку так и не удалось реализовать. Все упиралось не столько в деньги, сколько в технические возможности того времени. Пустить электрички под землю в 60-е годы было очень сложно. Габариты перегонного тоннеля для метрополитена – 4,5 метров, а для электрички (она большего размера) – 6 метров в диаметре. Пускать же вагоны метро на поверхность можно было только после реконструкции всех наземных трасс. А для этого нужно было много времени и средств. Так и стартовало строительство харьковского метро в традиционном стиле.
Еще один хороший проект, на который не нашлось денег в 70-х, можно реализовать и сегодня, уверяют метростроевцы. Уже тогда под центром Харькова планировалось построить два подземных тоннеля – один для автомобилей, второй для трамваев. Это бы разгрузило историческую часть города от избытка транспорта. А для нынешнего времени это более чем актуально.
Автомобильный тоннель был бы в районе Госпрома, а трамвайный – неподалеку от «Советской», - говорит Владимир Александрович. – Для первого тоннеля даже опоры через реку уже есть. Мы их поставили параллельно со строительством метромоста, который соединяет станции «Киевская» и «Академика Барабашова». Этот мост пропускал бы автомобильный поток с Салтовки, а дальше машины въезжали бы под землю на спуске Веснина, а выезжали - на спуске Пассионария. А со стороны Московского проспекта планировался подземный тоннель для трамвая с выходом на Бурсацкий спуск. Именно там хотели сделать подземную пересадку с трамвая на станцию метро «Исторический музей». Для пассажиров это было бы очень удобно. Но эти проекты так и остались проектами. Но главное, что построить эти тоннели можно и сейчас. Если, конечно, будет должное финансирование.
Куда ведут закрытые двери на Госпроме
Оказывается, проблемы с финансирование были и в советские времена.
- На каждую станцию выделялась определенная сумма, и мы никак не могли выйти за ее пределы, - вспоминает Владимир Александрович. - Приходилось от чего-то отказываться. Но главное, что была заложена техническая возможность дополнительных выходов на некоторых станциях, и теперь строителям будет значительно легче их построить.
Кстати, на станции «Госпром» один из переходов на «Университет» закрыт стальными дверьми. У многих харьковчан по этому поводу не раз возникал закономерный вопрос: почему он всегда закрыт? А оказалось, что самого прохода там еще нет, но его можно построить.
- Когда мы открывали «Госпром», надобности во втором переходе не было, да и сейчас нет. Но мы заложили возможность для его открытия, как только назреет такая необходимость, и будут деньги. А пока что там только ступени и мостик через пути. За дверью фактически стена. То же - и на «Историческом музее» – в торце есть лесенка и только небольшой кусок тоннеля. Если бы мы этого не сделали тогда, то сейчас бы пришлось останавливать движение поездов, закрывать станции, а ведь это катастрофа для такого мегаполиса, как Харьков.
А вот большого торгового центра на станции «Архитектора Бекетова» уже никогда не будет. Владимир Спивачук очень жалеет об этом. Если бы в то время хватило денег, сейчас вместо пустыря над тоннелем и станцией были бы магазины, предприятия по обслуживанию пассажиров, банки, почта.
Попасть в торговый центр можно было бы прямо из вестибюля метро, - поясняет Владимир Александрович. – Для пассажиров это очень удобно – решил все вопросы, не выходя на улицу и поехал домой.
Кстати
«Кастрюльные» станции придумали в Харькове
Не на всех станциях харьковского метро есть мраморная отделка. Да, мрамор очень красивый, но в то же время самый дорогой материал, за которым сложно ухаживать. Поэтому метростроевцы изобрели и запатентовали абсолютно новый элемент отделки - металло-эмалевый. Его можно увидеть на станциях «Академика Барабашова», «Архитектора Бекетова», «Завод имени Малышева».
Штампуется эта «плитка» очень легко - покрывается как кастрюля эмалью и обжигается, - объясняет Владимир Спивачук. – Металло-эмалевый элемент намного устойчивее к химическим растворам и прочнее, чем некоторые виды мрамора. Поэтому мы стали применять его не только на станциях, но и в переходах метро. Получили и авторские права. Позже наше ноу-хау использовали и в других городах.
Конкретно
Что уже нельзя, а что можно сделать в нашей подземке
Проекты, которые нельзя реализовать
Станция «Проспект Гагарина» задумывалась как «Левада» с огромным керамическим панно в виде васильков
«Ботсад» планировался в виде станции-моста через Саржин Яр с цветочными керамическими панно
Алексеевская линия должна была быть наземной
Торговый центр на «Архитектора Бекетова»
Движение поездом метрополитена до районных центров области
Проекты, которые можно внедрить
Кольцевая подземная дорога вокруг Харькова, которая бы соединила почти все крайние станции метро
Два тоннеля под центом города для автомобильного потока и трамваев
Пробивка дополнительных выходов и переходов на центральных станциях
Строительство новых станции метро по всем направлениям
Добавить несколько веток метро (помимо трех основных)
|