Вдвое подняли тариф
За пять лет в подземке дважды повышалась стоимость проезда: в марте 2011 года - до двух гривен (с 1,5 грн.), в мае 2013 – до трех гривен. Аргумент каждый раз был один тот же: дополнительные средства необходимы для бесперебойной и слаженной работы транспорта, потому что дорожают комплектующие и энергоносители.
Рядовые пассажиры никакой разницы между "до" и "после" не заметили ни разу: вагоны остались теми же, что покупались еще при Советском Союзе.
Зато в промежутке между подорожаниями на станции "Алексеевская" появилась модная достопримечательность – так называемые "золотые лавочки". Судя по тендерным документам, за каждую из десяти скамеек отдали по 68 тысяч гривен. На тот момент за эту сумму можно было приобрести малолитражку.
Отказались от жетонов
Сразу после выхода из-под крыла государства, подземка начала экспериментировать с оплатой проезда. Параллельно с переводом клиентов на бесконтактные карточки городские власти начинают "войну" с жетонами. Сначала на всех станциях уволили кассиров, заменив их автоматами для продажи жетонов. А затем отменили и жетонную систему, внедрив более дешевую альтернативу – одноразовые талончики со штрих-кодами. Сегодня зеленые кружочки есть разве что у забывчивых пассажиров и у коллекционеров.
Установили новые турникеты
Подстраиваться под новые виды оплаты пришлось и турникетам. Модернизированные устройства для пропуска пассажиров начали устанавливать с "парадной" станции "Советская". Новые турникеты разрабатывали и доводили "физтеховцы" из Пятихаток. Они получили более быструю автоматику, увеличенную пропускную способность и более щадящие "клещи" для потенциальных "зайцев".
Новые турникеты научили не только принимать талоны и "читать" проездные карточки, но и подсказывать пассажирам: "Оплатите", "Проходите" и прочее.
В последнее время турникетам включают и реверсный вариант, чтобы люди могли быстрее покинуть станцию.
Заговорили на английском
Евро-2012 продемонстрировало, что метрополитен готов работать и с иностранной публикой. Специально для иностранных футбольных болельщиков были продублированы на английском объявления в вагонах, а также все надписи в переходах, в фойе и на платформах. Насколько это помогало ориентироваться – неизвестно, но о заблудших иностранцах информации не поступало.
После завершения Евро-2012 английскую озвучку убрали, а таблички остались: теперь они помогают многочисленным студентам из-за рубежа.
Пустили вагоны-музеи
В прошлом году метрополитен решил прославиться с помощью размещения выставок прямо в вагонах электропоездов, курсирующих по Салтовской линии. Сначала экспозицию посвятили истории советского Харькова, потом - строительству и развитию метро, затем приурочили к 25-летию вывода советских войск из Афганистана, и, наконец, годовщине аварии на Чернобыльской АЭС.
КОМПЕТЕНТНО
"Передача городу была оправдана"
По мнению заслуженного экономиста Украины Леонида Рубаненко, превращение метрополитена в коммунальное предприятие было оправдано.
- Там наведен порядок, и в коллективе воцарилось спокойствие. Теперь люди понимают, на что они реально могут потратить деньги, - объясняет Леонид Иванович. – У подземки теперь не двое господ, а один хозяин, люди получают четкие команды и не становятся жертвами государственного популизма.
В то же время профессор-транспортник Валерий Гук отмечает, что коммунальное метро стало экономить больше, чем государственное. В том числе на интервалах движения не в час пик.