Загрузить еще

Исторический центр города «застеклят»

Исторический центр города «застеклят»

10 лет потерпим, а потом привыкнем?

Ряд одноэтажных домиков на углу Университетской – от бывшего УЗПИ и до вечного огня – в скором времени преобразятся. Небольшое азербайджанское кафе (неподалеку от Вечного огня) станет четырехэтажным зданием. Его надстроят и соединят с прилегающим зданием инженерно-педагогической академии в единый комплекс – с угловой башней и  шпилем. Весь верхний четвертый этаж-надстройка будет выполнен из стекла. На цокольном этаже разместится кафе, на первом этаже – ресторан и гостиничные номера, а со второго по четвертый этаж – кафе и гостиничные номера. То, что здание бывшего УЗПИ, сверху на которое взгромоздят еще один стекляный этаж, является памятником архитектуры, авторов проекта не смущает.

– Центр города должен развиваться. Он несовершенен, его нельзя оставлять в таком виде, – уверена одна из авторов проекта Татьяна Поливанова. – Что-то очень ценное мы сохраним. А то, что стало мусором, нужно убрать, ничего военного в этом нет.

Поддержали авторов и другие архитекторы, на все лады призывавшие «играть на контрасте исторического фона», «шокировать историю новыми материалами» и даже потерпеть первые десять лет, а «потом привыкнется».

Весомым аргументом «за» было и то, что заказчик строительства за свой счет благоустроит близлежащую территорию – сквер у вечного огня и монумент борцам за советскую власть.

Об историческом ареале авторы проекта во главе с главным архитектором города и присутствовавшим на заседании градсовета вице-мэром Александром Кривцовым тоже предпочли не вспоминать.

– Это памятник архитектуры, и не зависит от того, красив он или не красив. Он самоценен, – взывал к архитекторам депутат городского совета Сергей Тищенко. – Городской совет существует сам по себе, а проектировщики – сами по себе, в лабораториях творческих экспериментов. Служба реставрации должна приводить эти здания к первоначальному виду, а не ломать.

– Тут вопит нарушение закона: нельзя трогать памятники архитектуры, – призывал к сознательности архитектор Вадим Васильев.

Любители экспериментов оказались в большинстве, и проект утвердили, порекомендовав немного доработать «простоватое стекло». Когда начнут ломать и строить, заказчик проекта ЧФ «Тимур» (которое представлял гражданин Вьетнама) сказать отказался.

Та же участь постигнет и здание бывшей 16-й типографии вблизи улицы Университетской – то, что смотрит окнами на лестницу, ведущую на Пролетарскую площадь. Заброшенные и захламленные нынче здания предлагают снести. А на их месте построить развлекательный комплекс с летней площадкой кафе. При чем новое здание будет выше прежнего на целых два этажа.

Архитекторы не дали закрыть вид на город

А вот очередной торгово-офисный центр на набережной Лопани пока строить не будут. Архитекторы отправили на доработку проект 11-этажного здания, которое должно было вырасти на улице Клочковской, напротив спуска Халтурина. По проекту здание состояло из двух частей, объединенных прозрачным шаром – сферой. На первых двух этажах должны были разместиться торговые помещения, на третьем этаже – кафе, а с 4-го по 11-й этажи – офисы. Рядом была запланирована аллея с фонтаном. Еще один каскад фонтанов должны были бить прямо с водной глади Лопани. Это проект вызвал бурю споров. Во-первых, высотка бы полностью закрыла вид на Благовещенский и Успенский соборы и харьковчанам пришлось бы забыть, что такое фото с Университетской горки с панорамой на Благовещенский собор и Лысую гору. Но самый большой изъян проекта – отсутствие парковок. На 11-этажный офисный центр авторы предусмотрели аж 30(!) парковочных мест вместо 400 необходимых. А значит, новая пробка в центре неизбежна.

То, что проект отправили на доработку, вовсе не означает, что высотка в историческом центре города отменяется. Архитекторы могут лишь немного подрихтовать то, что есть. Этот участок еще в 2004 году было отдано в долгосрочную аренду. Правда, тогда ЧП «Мир», которому четыре года назад городские власти сдали в аренду землю, обещался строить там максимум двухэтажное кафе.

Кстати

Через Пролетарскую площадь – под землей

Обсуждают архитекторы и возможное решение транспортных проблем в историческом центре. Строить здесь предусмотренные Генпланом эстакады и мосты в «Харьковпроекте» категорически не хотят.

– Они раздавят и уничтожат нашу историческую ценность, – уверена директор института «Харьковпроект» Татьяна Поливанова.

Взамен архитекторы предлагают сделать полноценной магистралью примыкающую к Красношкольной улицу Ярославскую и расширить проезжую часть Пролетарской площади и площади розы Люксембург до шести полос. Трамваи предлагают оставить посредине. А от ЦУМа к БТИ и от лестницы на Пролетарской площади к мосту через Лопань предлагают проложить два подземных перехода.