Загрузить еще

Как я писала тестирование по истории Украины

Как я писала тестирование по истории Украины

Корреспондент «КП» проверяет с помощью системы внешнего независимого оценивания свои знания украинского, математики и истории.

Чувствовала себя лучше, чем перед математикой.

Из всех тестов наибольших впечатлений я ожидала от заданий по истории Украины. Дело в том, что в школу я пошла в знаковом 1991 году, а потому имела уникальную возможность лично прочувствовать все изменения в программе, происходившие в связи с обретением страной независимости. Самыми «переписываемыми», естественно, оказались учебники по истории и литературе – наиболее идеологизированным предметам. Потому-то я и предполагала, что за те восемь лет, которые прошли с моего выпускного вечера, история Украины могла существенно измениться.

Тем не менее покупать для подготовки к тесту все учебники истории с 5-го по 11-й класс я все-таки не решилась. Готовилась по чудом сохранившейся книжечке с ответами на экзаменационные билеты 9-го и 11-го класса (той самой, благодаря которой сдала выпускной экзамен в школе). Честно говоря, от процесса подготовки получила большое удовольствие. Все-таки история – тот предмет, который в 10 – 16 лет воспринимается совсем иначе, чем даже в 23 – 24. Сейчас есть возможность сравнить события давно минувших дней и современность и действительно осознать глубокий смысл малопонятной в школьные годы фразы «история развивается по спирали».

Итак, проштудировав за пару дней старые школьные билеты, я хоть и не была уверена в своих знаниях на сто процентов, все-таки чувствовала себя лучше, чем накануне тестирования по математике. Что ни говори, а с гуманитарным предметом справиться проще – если чего-то не знаешь, можно попытаться угадать, основываясь на простой логике и здравом смысле. С таким успокаивающим убеждением я и отправилась в гимназию № 45, где должно было состояться последнее тестирование.

 «Тест по праву представляю с трудом»

 На тестирование по привычке отправилась заранее – чтобы спокойно найти школу, освоиться в аудитории, пообщаться с «коллегами». Впрочем, первая «коллега» встретилась мне еще по пути к гимназии.

- А вы не знаете, где здесь дом № 46а? - спросила у меня девушка.

- Вы, наверное, тоже на тестирование?

- Да!

- Тогда будем искать вместе.

Искали, в принципе, недолго, зато успели обсудить предыдущие тесты и подготовку к нынешнему. Как выяснилось, моя собеседница – тоже выпускница прошлых лет, хочет получить второе высшее образование в Юракадемии. Так что последний для меня тест для нее был только вторым, впереди – право.

- Тест по праву вообще представляю себе с трудом, - пожаловалась абитуриентка.

- А с украинским языком как все прошло?

- Трудно сказать, я не видела правильных ответов. Но некоторые вопросы были очень непростыми.

За таким разговором подходим к зданию гимназии. Видимо, из-за небольшого дождика «кордон» проверяющих приглашения поставили не на входе, а в холле здания. Сотрудник центра оценивания качества образования тщательно изучил мои документы, даже сверил фотографию в паспорте с живым оригиналом (не думаю, правда, что нашел хоть какое-то сходство...) И вот я уже в своей аудитории на третьем этаже.

 «Лишь бы не в армию...»

 Оказалось, что многие выпускники, как и я, решили прийти на нынешнюю сессию тестирования заранее. В аудитории громко и весело предстоящее обсуждали несколько парней – видимо, одноклассники или ребята из параллели. По разговору понятно, что их конечная цель – все та же Юридическая академия.

- А ты историю знаешь? - предусмотрительно интересуется парень, сидящий передо мной – за «счастливой» 13-й партой.

- Трудно сказать, мои знания давно не проверяли, - пытаюсь отвертеться.

- Как это не проверяли? В школе у тебя какая оценка?

- Я школу закончила уже давно, институт тоже.

- А зачем тебе тогда это? - к беседе начинают подключаться остальные изумленные выпускники. - Ладно, нас в армию забрать могут...

- Хочу второе высшее образование получить.

- Второе?! Ну ничего себе! Тут бы хоть первое...

«Разобравшись» с моим вопросом и вдоволь наудивлявшись, школьники возвращаются к обсуждению тестирования.

- Жалко, что вопросы у всех вразброс... - сокрушается еще один «особо прилежный ученик».

- Как вразброс?! - в явном ужасе восклицает его однокашник. - Ты так не шути, я же украинский весь у подружки скатал!

Наконец стрелки часов показывают 11, инструкторы закрывают дверь аудитории и после всех обязательных процедур выдают нам тестовые тетради. Процесс, как говорится, пошел!

 Труднее всего было разобраться с картами

 Удивительно, но вопросы, поставившие меня в тупик, можно было сосчитать по пальцам одной руки. Более того, никаких неожиданных программных новшеств тоже не оказалось. Как ни странно, на весь тест не нашлось ни одного из бурно обсуждаемых нынешними политиками вопросов недалекой истории: ни слова про ОУН, УПА, «оранжевую революцию»...

Главные трудности вызвали вопросы с картами: ну что поделаешь – издавна страдаю «топографическим кретинизмом». Потому определить, что за земли заштрихованы на рисунке и по какому договору они отошли к тому или иному государству, было довольно проблематично. Впрочем, сверив через пару дней ответы, я убедилась, что дважды мои скромные познания в области географии все-таки не подвели.

Из удивительных вопросов первое место в моем личном рейтинге безусловно занимает предложение угадать, какие фрукты (овощи) выращивали на землях, которые заштрихованы на карте, в конце ХIХ – ХХ вв. Среди вариантов: свекла, виноград, яблоки и, по-моему, пшеница. Как по мне, такие подробные знания сельского хозяйства страны для будущих историков и юристов уже лишние.

Непросто было справиться с заданиями, где правильным мог быть как один ответ, так и два или ни одного. В итоге я переоценила батьку Махно, предположив, что, как настоящий анархист, он должен был воевать против всех (в ответах на сайте Украинского центра оценивания качества знаний значится, что воевал Нестор Иванович только с немцами и гетманскими войсками).

 Карикатура родом из детства

 И все-таки бесспорным «хитом» всего тестирования по истории стало 60-е, последнее задание (одно из двух творческих). Во-первых, изумило само по себе появление среди весьма серьезных вопросов, карт и диаграмм карикатуры... Более того, нынешним выпускникам картинка вряд ли показалась знакомой, а вот для меня это воспоминания детства. Представляете: магазин, наглая продавщица и две километровые очереди – одна перед прилавком, вторая – за ним... В общем, вспомнила – посмеялась.

Но когда дошла до тестовых заданий, улыбку с лица как душем смыло. Искренне не понимаю, каким должен быть правильный ответ, к примеру, на такой вопрос: «Обслуживанию какой очереди отдает предпочтение продавец? Объясните, почему?» Ну, знаете, как по мне, у каждого продавца была своя мотивация, и сказать, почему так действует именно тот, которого нарисовали на данной карикатуре, весьма проблематично. Или вот еще отличная задачка на логику: «Чем можно объяснить желание советских людей покупать именно импортные товары?» Думаю, большинство наших читателей – в прошлом советские люди. Вот и скажите, можно ли однозначно ответить на вопрос, почему такой популярностью пользовался «импорт»?

В общем, последний вопрос тестирования, простите за тавтологию, вызвал у меня много вопросов.

 P.S. С историей у меня все оказалось действительно не так страшно, как с математикой. Потому не стыдно и признаться: по моим подсчетам, из 58 «нетворческих» вопросов я правильно ответила на 33. Какие баллы поставят за два последних задания, остается только гадать.