Европейцы не увидят в Харькове единого проездного?
Юрий ЗИНЕНКО.
7 марта 2012 00:000
Фото: Первыми испытать на себе плюсы и минусы новшеств смогут пассажиры метро, когда такой шанс появится у тех, кто ездит в трамваях и автобусах, не ясно. Фото из архива "КП".
"Только на "тяп-ляп"
К Евро-2012 в Харькове должна заработать новая система платы за проезд в общественном транспорте. Такие планы чиновники мэрии озвучивали неоднократно. Суть в том, что одной пластиковой картой (такой, как сейчас действует в метро) можно будет рассчитаться и в трамвае, и в автобусе. Тем, кто приехал в Харьков ненадолго, карту приобретать не придется - достаточно будет купить одноразовый талончик. Чтобы система заработала, для начала, как минимум, везде должны установить оборудование, которое будет снимать деньги с карточек. Сроки уже поджимают, а активность заметна пока только в подземке. Там недавно презентовали автоматы, которое вместо привычных жетонов будет продавать одноразовые талончики. Опрошенные нами транспортники в один голос заявляют: до Евро-2012 большего ждать не приходится.
- Охватить и наземный транспорт теоретически могут, но практически вряд ли, - считают наши собеседники. - Разве что на "тяп-ляп".
Нужен спонсор
Харьковские автоперевозчики, которые рано или поздно станут непосредственными участниками очередной "транспортной революции", называют главные причины, из-за которых внедрение единого проездного пока что проблематично. Во-первых, как найти денежный "мешок", который согласится дать средства на такой проект (сами "маршрутчики" уверяют: их денег на то, чтобы закупить оборудование попросту не хватит)? Во-вторых, как потом этому инвестору "отбивать" вложенные суммы? В-третьих, заинтересовано ли в таком нововведении государство?
- Я не понимаю, как государство при такой системе будет компенсировать проезд льготников, - рассуждает директор автопредприятия Валерий Дробушко. - Если есть проездной билет, льготники зарегистрированы, идет пофамильный учет, тогда за это должен кто-то заплатить. К примеру, мои автобусы в сутки перевозит порядка 40 тысяч льготников (чистая цифра, просчитанная по видеокамерам). Даже при самом низком тарифе в 2 грн. в итоге это выйдет 80 тысяч гривен!
Этапы внедрения единого билета. Графика Светланы СУНКО.
Билеты в трамваях и автобусах защищает закон
Транспортники отмечают еще один "прокол" в стройной идее ввести единые проездные.
- Чтобы ввести единый проездной, нужно как минимум внести изменения в законодательную базу, - объяснил "Комсомолке" директор автопредприятия Николай Шевченко. – Но в Верховную Раду еще не внесли даже законопроекта об этом. Выводы делайте сами.
По словам автоперевозчика, есть как минимум три закона (в том числе те, которые касаются налогообложения), где четко сказано, что на общественном транспорте – в трамваях, троллейбусах и автобусах - должны выдаваться бумажные билеты.
- Все это четко расписано, даже форма билетов. Как минимум три закона (навскидку, которые я знаю) нужно менять, – говорит Шевченко. - Не поменяв их, вводить это – нарушение.
Работники электротранса о новшествах ничего не знают
Так же, как и владельцы автобусов, водители и кондукторы электротранспорта сильно сомневаются в том, что единые проездные билеты появятся за ближайшие три месяца. Ведь ни о каком скором внедрении новшества на предприятиях нет пока даже слухов. Соответственно, и переоборудованием трамваев и троллейбусов никто пока не занимается.
- Может, где-то в "верхах" все это и обсуждают, но на нашем уровне ничего не предпринималось, - разводит руками водитель трамвая Галина. - Ходили разговоры лишь о том, что собственники билетов на футбольные матчи смогут бесплатно ездить в общественном транспорте.
Перевозчики также склоняются к тому, что вся идея "единого проездного к Евро-2012" закончится введением некой транспортной услуги исключительно для людей, купивших билеты на матчи.
- Нам говорят в Киеве, что на Евро-2012 будет реализация проездных билетов для фанатов, - рассказывает Дробушко. – Это будет вроде бы централизованно и по фиксированной цене.
Почему будущее разрекламированного нововведения оказалось столь туманным и когда же все-таки система заработает, мы пытались узнать в городском департаменте транспорта. Но, к сожалению, там так и не нашли времени пообщаться с корреспондентом "КП".
Хроника событий
Впервые о планах ввести единый проездной билет чиновники заговорили в декабре 2010 года. Тогда намерения вводить новую систему оплаты в интервью "Комсомолке" подтвердил директор транспортного департамента мэрии Сергей Дульфан.
9 февраля 2011-го мэр Геннадий Кернес уже мечтал о приобретении новых автобусов с валидаторами и единым проездным.
В июне 2011-го директор КП "Харьковпасс" Маским Мусеев анонсировал введение единого проездного весной 2012-го, а в августе пообещал наличие в каждой транспортной единице валидатора, который будет снимать с карточек определенную сумму за проезд.
16 декабря 2011-го Сергей Дульфан отчитался, что подземка уже начинает внедрение единого электронного билета.
- Внедрять будут поэтапно: в метрополитене, в троллейбусах и трамваях, а потом и в автобусах, - уточнил тогда Геннадий Кернес.
В январе 2012 года метрополитен плотно занялся одноразовыми бумажными билетами, которыми заменят привычные жетоны. Переход планируют завершить до начала Евро-2012.
О едином проездном билете на все виды транспорта харьковские чиновники подозрительно молчат уже два месяца.
Официально
"Мы готовы, ждем сигнала"
Технически к введению единого проездного билета в Харькове готовы, сообщила пресс-служба мэрии, ссылаясь на директора КП "Харьковпасс" Максима Мусеева. Но окончательно дату введения будет определять мэр - по итогам комплекса работ.
Кстати
Первый валидатор комом
Электронные устройства для учета пассажиров (так называемые валидаторы) уже пытались внедрить в местных автобусах. В виде эксперимента их установили на четырех "Богданах", следующих из Харькова в Бабаи.
- Это был не совсем такой валидатор, как планировали в мэрии, а обыкновенная "вертушка", какие раньше в метрополитене стояли, - вспоминает экспериментатор Валерий Дробушко. – Что не понравилось? Во-первых, занимает слишком много места, и передняя площадка практически занята. Во-вторых, бабушка пока залезет, пока толкнет… Сейчас все убрали.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies