Всех, кто имеет право на бесплатный проезд, но еще не получил пластиковые карты, переписывали. В результате неудобства пришлось терпеть всем пассажирам. Правозащитники против такой системы, но в подземке дают понять: обратного хода нет!
«Четыре раза за день стоял в очереди»
На конечных станциях подземки в часы пик к турникетам не протолкнуться. Те, у кого есть возможность пользоваться другими видами транспорта, так и поступают.
- На «Холодной Горе» утром сесть нереально! Очередь льготников начинается далеко за пределами вестибюля. Сегодня села в маршрутку, доехала до «Научной», а там уже спустилась в метро и приехала на работу, - рассказала жительница Новой Баварии Юлия.
Пенсионеры, не получившие по каким-то причинам пластиковые карты, тоже возмущены. Некоторым проще купить жетон, чтобы не париться в вереницах льготников. 167 тысяч граждан, имеющих право бесплатного проезда, карты уже получили. А 20 тысяч человек просто не удосужились прийти за ними, заявляют в КП «Харьковский метрополитен». Пенсионеры тем временем жалуются, что в банке их отфутболивают.
- Я уже несколько раз обращался в свое отделение. Мне объяснили, что пенсионеров много и оформить для всех карточки просто не успевают, - рассказал по телефону читатель «Комсомолки». - То, что творится в метро, - просто кошмар! Мне за один день пришлось четыре раза стоять в очереди.
«Жалуйтесь в прокуратуру»
- У нас телефоны красные, ничем другим не можем заниматься, - говорит заведующая общественной приемной Харьковской правозащитной группы Людмила Клочко. - Это решение - исключительно в интересах метрополитена! Почему столько людей должны страдать из-за того, что одному предприятию надо кого-то посчитать?
«Перепись» нарушает право человека на частную жизнь, уверены в ХПГ. Ведь никто не поручится, что данные пенсионера и номер его удостоверения не попадут в руки злоумышленников.
- Их записывают на бумажке, она что - установленного законом формата или документ строгой отчетности? Что мешает вечером дописать льготника еще один раз? Кто за этим следит? - задает резонные вопросы правозащитник.
Людмила Михайловна советует жаловаться на подземку в прокуратуру, горсовет и Министерство труда и соцзащиты.
Однако в метро дают понять: с взятого курса не сойдут. Строгий учет - единственный способ отсеять лжельготников, а таких, по словам замначальника метрополитена Юрия Баранова, порядка 10 %. Пока половина пассажиров катается бесплатно, подземный транспорт загибается. В метро надеются, что рано или поздно система устаканится: карточки получат все, кому они положены, а очереди уйдут в небытие.
- В течение двух дней в отделения банка обратилось еще 40 тысяч человек, - говорит Юрий Баранов. - В первый день внедрения автоматизированной системы у нас было 72 тысячи проходов по льготной карте, на следующий день - 87 тысяч.
В тему
Частники - за монетизацию
Частные перевозчики - за монетизацию транспортных привилегий. Льготники у владельцев маршруток - как кость в горле. Если в метро бесплатно катается 14 категорий, то право на проезд без билета в автобусах имеют аж 27.
- Эту проблему никто не хочет решать, потому что у нас страна постоянных выборов, - сетует директор частного автотранспортного предприятия Анатолий Шатохин. - Все хотят понравиться электорату, а надо принимать непопулярные меры. 62 % населения страны - льготники, ну где это видано!
Владельцы АТП возлагают надежды на президента. Во время предвыборной кампании он пообещал решить проблему. А пока что частники надеются получить хоть какую-то компенсацию за обслуживание бесплатных пассажиров.