Чтобы успеть расписаться в журнале и получить оружие, в городское управление, расположенное на улице Шевченко, нужно прибыть не позже шести утра. Разъезжаться по своим маршрутам рядовые госавтоинспекторы начинают только после того, как командир поставил экипажам задачи. Так как служебных железных коней на всех не хватает, то часть сотрудников выезжает на работу на личном транспорте. Нашему экипажу достался белый «жигуленок».
- Первым делом нужно передать по рации дежурному, все ли в порядке по пути нашего следования, - поясняет прапорщик Сергей Гедзь. - Объезжаем территорию и смотрим: исправны ли светофоры, на месте ли дорожные знаки? А потом работаем согласно маршрутной карточке.
Убедившись, что на центральных магистралях в Червонозаводском районе все в порядке, останавливаемся на Мерефянском шоссе. Достаем радар. Нарушителей долго ждать не приходится. Водитель респектабельного автомобиля BMW X-6, не заметив поста ГАИ, на выезде из города добавил газу и пытался проскочить со скоростью 83 км/ч, вместо допустимых 60. За что и был остановлен.
- Ваши документы, почему нарушаем? - обратился к владельцу авто милиционер, показав зафиксированные на радаре цифры. - Придется составить протокол и оплатить штраф.
- А где легче дежурить - в центре Харькова или на окраине? - интересуюсь. - И правда, что местные водители правила дорожного движения особо не жалуют?
- С утра и вечером, когда люди торопятся на работу или возвращаются домой, пробки возникают по всему городу, - вздыхает один из моих «сослуживцев» старший прапорщик Тимур Кашин. - Кстати, с момента введения новых штрафов харьковские автолюбители стали более законопослушными, ведь если в среднем за нарушения придется заплатить от 200 до 350 гривен, волей-неволей станешь внимательнее. В итоге сегодня по городу - гораздо меньше дорожно-транспортных происшествий.
По мнению гаишников, чаще всего нарушителями становятся из-за незнания азов дорожной грамотности, причем женщины ко всему прочему еще и путают понятия.
- Очень много приходится останавливать водителей, которые превышают скорость, не соблюдают сигналы светофора, пытаются обогнать транспорт на перекрестках и пешеходных переходах, не выполняют требования дорожных знаков, - перечисляет Сергей Гедзь. - Излюбленный знак, который игнорируют водители - остановка запрещена. Взять, к примеру, Сумскую. Везде знаки стоят, а машин вдоль обочины меньше не становится, хотя протоколы составляются каждый день. Многие, садясь за руль, забывают пристегивать ремни безопасности. Непросто совладать и с пешеходами, которые регулярно перебегают магистрали либо в неположенных местах, либо на красный свет.
В целом, подобных ситуаций в нашем городе набирается за день немало. По официальной статистике, в день инспектора ГАИ в Харькове составляют около тысячи протоколов на нарушителей.