«Мы столько пропустили из-за карантина!»
После заявления вице-премьера Владимира Семиноженко о том, что внешнее независимое тестирование не будет единым механизмом оценивания знаний абитуриентов, в Харькове поползли слухи: мол, собираются вернуть вступительные экзамены в вузы. И несмотря на вчерашнее обещание министра образования Дмитрия Табачника, что тестирование не отменят, в вузах и школах до сих пор переживают, как будет проходить вступительная кампания в этом году. Больше всего, конечно, волнуются школьники: целый год они готовились к тестам, и в какую сторону бросаться сейчас, абсолютно не понимают.
- У нас в классе все переживают, - говорит Михаил, ученик 11 класса Харьковского коллегиума. - Мы целый год готовились к тестам, сдаем пробное тестирование, кроме того, столько пропустили из-за карантина!
В Харьковском региональном центре оценивания качества образования ситуацию пока что не комментируют. Директор центра Александр Сидоренко сейчас в Киеве на рабочем совещании, которое продлится несколько дней.
- Мы будем работать два-три дня, у нас рабочее совещание, а стратегию будет определять Кабмин и Минобразования, в любом случае, мы будем выполнять их волю, - рассказал Александр Леонидович. - Но я твердо убежден, что за время, пока у нас применяется ВНО, выработана оптимальная схема, которая дает возможность получить доступ к высшему образованию каждому человеку в зависимости от его знаний и больше ни от чего.
Возвращение вступительных экзаменов - новый виток коррупции?
У преподавателей высших учебных заведений разные мнения относительно ситуации.
- Пока что официальных документов к нам в вуз не приходило, - рассказал преподаватель механико-математического факультета университета им. Каразина. - Поэтому я думаю, что в этом году ничего не изменится. Считаю, что система внешнего тестирования - абсолютно правильная, а введение вступительных экзаменов - возврат к коррупции. Я знаю, что 80 % абитуриентов - за тестирование. Если вернут экзамены, мы можем лишить возможностей попасть в вуз детей, которые не имеют денег. Они будут знать, что не поступят, а это значит, что учиться не надо, родился в деревне - будешь свинопасом всю жизнь. Кроме того, это понижает требования учителей и к самим себе: учить детей не надо, потому что им это не нужно.
Впрочем, подобное мнение разделяют не все.
- Тесты не позволяют выявить одаренных, способных детей, - считает преподаватель экономического факультета того же вуза.
Сельские дети стали конкурентоспособными
В сельских школах Харьковской области подтверждают: ВНО дало ребятам из сел надежду на высшее образование. Например, в течение последних двух лет выпускники Яковлевской общеобразовательной школы поступают в вузы в полном составе.
- Я считаю, что ВНО - это значительный шаг в реформе образования, - говорит директор школы Борис Киперштейн. - Необходимо сохранить систему, без сомнения. И я совершенно согласен с тем, что сельские дети стали конкурентоспособными. Уже два года подряд наши дети поступают на бюджет в харьковские вузы. А раньше поступали единицы.
По словам учителя и директора, еще старое министерство приложило руку, чтобы ограничить поступление.
- Ввели третий экзамен, добавили средний балл аттестата, но школа к этому оказалась не готова, - говорит Борис Киперштейн. - Кроме того, дети потеряли возможность усиленной подготовки к ВНО. Раньше выпускники использовали для этого май. Сейчас в мае проводятся контрольные работы, 28 числа заканчивается учебный год, и сразу начинается тестирование. А учитывая, что в этом году были карантины, дети не будут готовы к такому серьезному испытанию.
По мнению директора, сейчас не время делать никаких резких движений в этой сфере, а тем более вводить вступительные экзамены.