30 сентября
Загрузить еще

Картины Гапчинской купил Паваротти, а Моргулян не пустили в США

Копии работ выдают за оригиналы

 Полотна экс-харьковчанки Евгении Гапчинской – одной из самых успешных сегодня украинских художниц - неиссякамые батарейки оптимизма. Милые, солнечные малыши или ангелочки тянутся за сладостями, грезят, видят сладкие сны - словом, живут. «Поставщик счастья № 1» - так называют Гапчинскую, причем слоган придумали ее клиенты. Среди них - и Лучано Паваротти, купивший во время гастролей в Киеве две картины Евгении в 2004 году. Гальяно, Дольче и Габбана, приобретя полотна с солнечными малышами, написали автору письма благодарности. Картины Гапчинской есть и в личной коллекции экс-президента России Бориса Ельцина, футболиста Андрея Шевченко, эстрадной дивы Софии Ротару.

Путь художницы к признанию - настоящая американская мечта: пережив бедность, уехав от отчаянья в столицу из родного Харькова, Евгения добилась успеха, создавая картины с детишками, ставшими сегодня ее фирменным стилем.

При этом на родине ее работ не найти.

- У меня в Харькове не было ни одной выставки. И хотя директора некоторых ресторанов утверждают, что у них якобы висят оригиналы картин Гапчинской,   моих полотен там нет. Сама хочу поехать, посмотреть, - призналась Евгения Гапчинская «Комсомолке».

 «Скатерть» Павла Макова на «Сотбис» купил американский коллекционер за $10 000

 В июне этого года работы украинских художников впервые попали на аукцион «Сотбис». Семь из 18 успешно ушли с молотка. Среди них - и работа харьковского графика Павла Макова «Наша скатерть», единственная, написанная на бумаге. Ее автор - один из немногих современных украинских художников-графиков, действительно известных и покупаемых за границей. Работы Макова можно увидеть в Третьяковской галерее, в коллекции Пушкинского музея, Национальной галереи в Вашингтоне, нью-йоркского Метрополитен-музея, лондонского Музея Виктории и Альберта. Картины харьковского графика есть и в частных собраниях влиятельных людей Украины, в частности нардепа Инны Богословской и известного коллекционера современного искусства Игоря Воронова. Впрочем, имена VIP-владельцев его работ Маков не раскрывает и особой гордости от того, что картины покупают олигархи, не испытывает.

- Людям, гордящимся тем, что их работы - в частных коллекциях, на самом деле не о чем сказать. Мои картины - в лучших музеях мира, - говорит график.

Аукцион «Сотбис» - это, безусловно, очень позитивный пиар для художника, считает Маков. Хотя авторы, работы которых не нашли своих покупателей на торгах, хуже писать не стали.

- Эффект этого аукциона - сугубо рыночный, ценообразовательный. Впервые за историю независимой Украины крупнейшие эксперты в области современного искусства оценили работы. А до этого все цены брались с потолка, - пояснил график.

Его картина «Наша скатерть» поехала на аукцион прямиком из мастерской. На торгах она покорила американского коллекционера. Правда, кого,  Маков не знает - «Сотбис» дорожит репутацией и очень неохотно раскрывает имя покупателя.

 Наши олигархи лишь учатся вкладывать деньги в картины

 Работы 73-летнего харьковского живописца Виталия Куликова с другими не спутаешь: кубизм, который сегодня можно увидеть только в музеях на полотнах классиков, под его кистью оживает. Подчеркнуто угловатые черты лица, нарочито геометрические пропорции тела. Искусствоведы утверждают: Куликов - не только талантливый художник, но и вполне востребованный. О себе же автор говорит без придыхания и преувеличения: его картины действительно есть в личных коллекциях иностранных покупателей, но это эпизодические случаи.

- Я некоммерческий художник, непродающийся. Была у меня персональная выставка в Германии, там что-то покупали, музей Зиммерли в Нью-Йорке что-то приобрел, в музее эстампа в Шамалье (Франция) что-то есть. Это, в общем, не успех, так, выходил я на этот рынок. А украинский рынок сейчас только формируется, в самом зачаточном состоянии. Люди с кошельками есть, их достаточно много, и кошельки толстые. Но они не понимают, что иметь картины дома, разбираться в них и любоваться полотнами — это цивилизационный фактор. Денежные мешки пока только учатся вкладывать капитал в хорошие полотна, постепенно приходят к пониманию, что это не будет проигрышем на случай инфляции, поскольку приличная живопись - это устойчивая валюта, - размышляет Виталий Куликов.

Попасть на «Сотбис» для художника очень полезно, соглашается живописец - все-таки международные эксперты определяют реальную стоимость полотна, - но технически это сложно.

- Я наблюдал за Павлом Маковым немного, когда это впервые происходило в Украине. Этому предшествует конкурентная борьба между нашими художниками. А я человек уже пожилой, мне дорого время для работы, - отмахивается Куликов.

 Советует ехать в Италию

 Известный харьковский живописец Евгения Моргулян развенчивает популярный в годы совка миф о том, что наши художники пишут лучше зарубежных.

- Столько отличных авторов в мире, что просто страшно становится, насколько все хорошо работают. Я на месте коллекционеров даже и не знала бы, что выбрать, - улыбается Евгения.

У художников, живущих в Европе, больше возможностей учиться у классиков, отмечает Моргулян.

- Если бы я попала в Италию в 18 лет, стала бы совсем другим художником. Оказавшись в Италии в 40 лет, увидела подлинные работы Леонардо да Винчи, Джотто - всех, кого изучала и любила. Когда перед тобой  репродукции, ты видишь, что все прекрасно, но не догадываешься, как это сделано. И лишь поглядев на полотно или фреску, я начинаю понимать, как автор это технически делал. Это  опыт, это очень нужно художникам! Гойя говорил, что если бы увидел полотна Веласкеса, то писал бы иначе, - призналась Евгения Моргулян.

Успешная художница, исколесила со своими работами всю Европу.

- А в Америку меня с выставкой не пустили. В 1991 году была война в Югославии, и мои картины поехали в Нью-Джерси, а мне не дали визу, - смеется Евгения Моргулян.

С тех пор в негостеприимные Штаты художница - ни ногой, хотя ее полотна жители США видели уже не раз.


У художников, живущих в Европе, больше возможностей учиться у классиков