В кризис решили сэкономить
О том, что до Нового года ГП «Харьковский метрополитен» полностью избавится от касс в их традиционном понимании, недавно заявил руководитель предприятия Сергей Мусеев. Вызвано такое решение желанием сэкономить во время кризиса, сказано на сайте метрополитена. В подземке уверены, что аппараты обойдутся дешевле, чем кассиры на станциях.
- У нас кассирами работают порядка семисот человек. Само кассовое хозяйство (кассовые аппараты, счетные машины) - тоже затратное, - объясняет Сергей Мусеев. - Поэтому мы выстроили другую программу. Вместо касс на каждой станции будут установлены автоматы по продаже жетонов и автоматы по пополнению электронных карт, студенческих и коммерческих.
На грядущее нововведение в метро возлагают огромные надежды, прежде всего экономического характера. Закупить оборудование планируют на средства, которые сегодня идут на зарплату кассиров. Метрополитеновцы считают, что пассажиры быстро привыкнут к таким переменам.
- А для льготников мы введем специальные карты, - обещает Мусеев. - Они будут содержать данные о человеке. Было бы замечательно изготовить карты с фотографиями, фамилиями, чтобы они были одновременно и удостоверением, и пропуском в метро.
Метрополитеновцев переведут на трехдневку?
У идеи заменить кассиров машинами сразу же нашлись критики. Многие сотрудники подземки недовольны антикризисными мерами своего руководства, но говорить вслух об этом боятся. С апреля работники метро трудятся в режиме четырехдневки, соответственно, зарабатывают на 20 - 30 % меньше. По слухам, рабочую неделю могут урезать до трех дней.
- Леонид Исаев управлял метрополитеном 17 лет, при нем метро пережило два кризиса. Один из них, кризис 90-х, был колоссальный. Но ни разу, я вас уверяю, при Исаеве людям не задержали зарплату. И тем более выплаты не стали ниже стандартов, установленных государством, - говорит почетный работник транспорта, бывший начальник Салтовского депо Дмитрий Лозовой. - Сегодня, на мой взгляд, идет искусственное занижение фонда зарплаты. Это позволяет делать четырехдневный график.
Дмитрий Юрьевич считает, что польза от оборудования, выдающего жетоны, будет. Но их нужно устанавливать в помощь кассирам, а не вместо них.
- В Киеве частично сняли проблему давки и столпотворения при входе в метрополитен. На некоторых станциях установили автоматы по выдаче жетонов, но кассиров никто не увольнял. Например, на станции метро «Вокзальная» - там в небольшом фойе возникало бешеное столпотворение. Установка нескольких аппаратов помогла кассирам справиться с потоком людей, - уверяет Лозовой.
В тему
Водители троллейбусов сидят без зарплаты?
Невесело обстоят дела и у наземных транспортников. Проблемы с зарплатой в «Горэлектротрансе» уже стали традицией. На днях сотрудники коммунального предприятия получили половину заработанных денег, да и то всего лишь за апрель.
- Дали 50 % за апрель, обещали до конца недели остальное выплатить, но не очень верится. Караул, что творится. Многие уходят от нас, люди не выдерживают. Нам горсовет на сессии выделил 10 миллионов гривен, но почему-то деньги до нас еще не дошли, - рассказала «Комсомолке» водитель троллейбуса, пожелавшая остаться неназванной.
Кстати
По информации источника «Комсомолки», точку в вопросе передачи метрополитена в собственность города могут еще долго не поставить. Не исключено даже, что новый министр транспорта оставит метро в подчинении Минтранса. Напомним, в начале мая в мэрии пообещали, что в течение двух месяцев подземку примут под крыло города. А 24 июня депутаты горсовета дали согласие на принятие целостного комплекса ГП «Харьковский метрополитен» в собственность территориальной громады. Все формальности со стороны муниципалитета выполнены. Однако обещанные сроки прошли, а метро до сих пор не поменяло собственника.