В нашей области вопреки времени, войнам и революциям сохранилось девять совершенно неповторимых соборов XVIII и XIX веков. Уникальные церкви ни капельки не перекликаются с архитектурой Кижей или Закарпатья, удивляя своей самобытной красотой архитекторов и завораживая туристов.
В Ольшанах памятник архитектуры обшили пластиком
Храмы Харьковской области не похожи ни на одно из известных архитектурных направлений: с виду - очень простые, с высокими окнами. Все, как один, не боятся непогоды: каждое здание стоит на кирпичном цоколе – чтобы вода не подмыла. Сейчас старинных деревянных церквей осталось всего девять, хотя еще несколько лет назад было 12.
Лет 15 назад в селе Писаревка Золочевского района сгорел огромный дубовый храм (собор-красавец сложили из бревен длиной 19 м!), рассказал «Комсомолке» профессор Харьковской национальной академии городского хозяйства Владимир Кодин. Судьба старинной церкви XVII века из села Ледное не менее трагична: ее вначале обложили снаружи кирпичом, а потом местный поп выбрал все бревна. Деревянная церковь в Ольшанах пока еще в списке памятников архитектуры, но сколько лет она простоит еще, специалисты не берутся прогнозировать. Приходской священник «отреставрировал» храм, исходя из своих представлений о прекрасном: обшил его пластиком, который разрушает дерево.
- Настоятель Ольшанской церкви сделал это самовольно, не согласовывая ни с кем, - разводит руками начальник управления защиты памятников архитектуры в Харьковской области Галина Черкашина.
Некоторые священники заявляют, что им важнее, чтобы в храме шли службы, а памятник архитектуры – это вторичное, с грустью признается женщина.
Переезжали со своими церквями
Хотя строения самобытные, влияние на деревянное зодчество Слобожанщины, конечно, было, отмечает Владимир Кодин. На Харьковщину в XVI - XVII веках перебрались россияне и огромное количество жителей Правобережной Украины - с Подолья, Волыни, из Черкасс. Если строили новые храмы, то согласно родным традициям. Случалось, что на новое место переезжали со своими деревянными церквями, сообщила Черкашина. Например, собор в Куриловке, который построили в 1822 году, вначале украшал соседнюю Петропавловку.
- А в XVII - XVIII веках на Слобожанщине начали формироваться новые архитектурные школы деревянного зодчества. Самая известная - Лиманская, кстати, ее последователь построил деревянный храм в Новомосковске, - сообщил Кодин.
Здания сохранились, потому что о них забыли
Ни одна из деревянных церквей Слобожанщины не похожа на другую – форма, размер, окна и даже цвет нигде не повторяются. И все же изюминки наших краев – это храмы в Ольшанах (1750 г.) и Введенке (1777 г.), причем дело не только в возрасте, считает архитектор-реставратор Владимир Лопадько.
- Это очень редкие, слобожанские соборы, народное зодчество, которое сегодня исчезло на 99 %. Они уцелели чудом, во многом потому, что о них практически не осталось упоминаний в официальных документах. На Харьковщине деревянные церкви строили из дубовых бревен, а сверху обшивали вертикальными досками. Но соборы в Ольшанах и Введенке почти 150 лет простояли «открытые» - мастера просто обтесали дубовые балки. А досками их обшили в конце XIX века, - пояснил Лопадько.
Условно архитекторы делят строения на русские и украинские. Праздничный Николаевский собор из села Русский Орчик, украшенный причудливым геометрическим узором, словно перенесенным с вышиванки, и очень простенькая, но милая и светлая церковь села Введенки с круглыми окошками – типичный национальный стиль, рассказал Кодин. В селе Кристищи украинские умельцы сымитировали из дерева каменное строение.
- Общее у храмов украинского стиля – интерьер. Он создает телескопический эффект: внутренний объем достигает купола, словно в ракете находишься. И отменная акустика, - отметил Кодин.
Храм в Боровой, словно сотканный из деревянного кружева, в 1903 году построили в псевдорусском стиле. Он лишился купола во время войны, но и без него выглядит, как сказочный дом. Глядя на Покровский собор из села Берестовенька в Краснокутском районе (его возвели во второй половине XIX века) даже и не скажешь, что он из бревен и досок – настолько монументальный.
Дерево впитывает молитвы?
У всех подобных церквей – невероятная энергетика. У дерева аура, которую оно веками, заметил Кодин. Настоятели старинных храмов подтверждают – в деревянном соборе служба и вправду в радость.
- Николаевскому храму около 200 лет, он очень располагает, стоит только переступить порог. А когда служишь, на сердце становится тепло, - искренне говорит о церкви в Русском Орчике отец Евгений. – Тут по соседству были еще две деревянных церкви, но их разобрали. И этот храм хотели, но он уцелел, потому что в нем хранили зерно.
В деревянном соборе совершенно другой дух, в отличие от каменного, с ходу заявил настоятель церкви в селе Введенка отец Иоанн Герчаницкий.
- Раньше строили в нужном месте. Эту церковь возвели там, где в 1647 году поставили первую. Намоленный храм, с мощным биополем. Старожилы рассказывают легенду, будто сюда приезжал святой Иоанн Кронштадский, - сообщил отец Иоанн.
Но есть у старого собора и возрастные особенности: зимой холодно, как на улице – бревенчатые стены обветшали.
- А летом невыносимо жарко – кто-то поставил в соборе металлическую крышу, и она на солнце накаляется. Но это все пустяки – служим с удовольствием, - не унывает 71-летний батюшка.
В тему
Харьковчанин построил последний казацкий собор
Деревянный храм в Новомосковске Днепропетровской области, лебединую песню запорожских казаков (именно его в своем романе «Собор» воспел Олесь Гончар), построил мастер из Новой Водолаги Аким Погребняк. В 1773-м запорожцы решили возвести трехпрестольную церковь: главный престол - во имя Пресвятой Троицы; правый - во имя апостолов Петра и Павла; левый - во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Получив грамоту от Киевского митрополита на возведение храма, купили несколько домов, сломали их и разобрали существовавшую старую церковь. 2 июня 1775 года, за несколько дней до уничтожения Запорожской Сечи, место под Свято-Троицкий храм освятили и начали строить собор. Аким Погребняк, который был последователем Лиманской школы деревянного зодчества, на собрании «почтенных батьків» нарисовал проект церкви с девятью куполами на доске. Запорожцы предложение приняли и доверили харьковчанину строительство, за которое заплатили 2000 рублей. Кстати, Погребняк пожертвовал из своего гонорара на возведение шедевра 24 рубля. Последний храм запорожских казаков строили три года, обошелся он в 16 763 руб. Его автор Аким Погребняк получил Аттестат - своеобразный Знак качества. В годы «совка» храм закрывали, превращали в музей и даже минировали.
В тему
Еще 20 лет назад в Харьковскую область туристы ездили посмотреть на деревянные ветряные мельницы, вспоминает архитектор-реставратор Владимир Новгородов. Однако сегодня уцелела только одна, в селе Писаревка.
- Говорят, что из Боровского района увезли деревянный ветряк в Донецкую область, - сообщил Владимир Лопадько.
|
|
|
|