17 июля 2014 года под Донецком был сбит малайзийский Boeing, следовавший рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур. Все 298 человек, находившиеся на борту, погибли. Катастрофа рейса MH17 вошла в десятку крупнейших авиакатастроф за всю историю и стала крупнейшей авиакатастрофой на постсоветском пространстве.
Напомним, что ведущую роль в расследовании обстоятельств авиакатастрофы взяли на себя Нидерланды, поскольку граждан этой страны было больше всего на сбитом самолете. Уголовное расследование вела Объединенная следственная группа под руководством прокуратуры Нидерландов.
Украина обвинила в случившемся Россию и пророссийских сепаратистов. Президент Украины Петр Порошенко в своем заявлении, сделанном сразу же после катастрофы, обвинил Россию и вооруженные формирования «ДНР», ссылаясь на перехваченные СБУ переговоры лидера боевиков с полковником Главного разведывательного управления России (ГРУ) Василием Гераниным.
В соответствии с информацией СБУ, в перехваченных переговорах участвовал Игорь Безлер, который доложил «своему куратору полковнику ГРУ РФ В. Геранину о только что сбитом боевиками гражданском самолете».
Глава СБУ Валентин Наливайченко сообщил, что зенитный ракетный комплекс «Бук», сбивший самолет, был переправлен с территории России вместе с экипажем, что подтверждается перехваченными разговорами. МВД Украины заявило, что имеются доказательства причастности к катастрофе российских кадровых военных.
Руководитель департамента контрразведки СБУ Виталий Найда заявил:
- У нас имеются безупречные доказательства того, что террористический акт был спланирован и совершен с участием представителей Российской Федерации. Следствие четко знает, что членами экипажа установки «Бук» были граждане РФ.
СБУ сообщила, что есть вероятность того, что вместо малайзийского Boeing 777 российские военные хотели сбить самолет Airbus A320 российской авиакомпании «Аэрофлот», следовавший рейсом SU2074 Москва - Ларнака, с целью создать повод для начала войны против Украины, однако бойцы «ДНР» перепутали одноименные поселки. Как планировалось, ЗРК «Бук», по замыслу кураторов из России, должен был находиться в районе населенного пункта Первомайское, находящегося на расстоянии менее 20 километров к северо-западу от Донецка, но расположился в районе другого населенного пункта Первомайское - на расстоянии более 70 километров к юго-востоку от Донецка.
Согласно заявлениям разведки США, сделанным сразу же после катастрофы, малайзийский лайнер был сбит ракетой «земля-воздух». Единственное, в чем расходились американские спецслужбы, так это в том, кто именно сбил самолет: российская армия или сепаратисты, которые, по мнению официальных лиц США, не располагают необходимыми знаниями и умениями, чтобы сбить авиалайнер.
Судьи и адвокаты осмотрели обломки рейса МН17 Malaysian Airlines . Photo by Piroschka van de Wouw - Pool/Getty Images
Москва и сепаратисты выдали сразу целый букет версий. Якобы лайнер мог сбить украинский штурмовик Су-25. Этот вариант был опровергнут в ходе международного расследования.
По другой версии, лайнер могли сбить украинские военные с помощью системы «Бук». Еще в марте 2014 года появились сообщения о том, что в Донецкой области идет передислокация ЗРК «Бук», а незадолго до падения малайзийского самолета (в том числе и 16 июля, то есть за день до катастрофы) было снято на видео присутствие ЗРК Вооруженных сил Украины в зоне боевых действий.
Но, как заявила представитель США в Совбезе ООН Саманта Пауэр, США не считают причастными к инциденту украинских военных:
- Украинские военные имели системы SА-11 («Бук») на своих складах, но рядом с этим районом такого оружия не было. А с начала кризиса ПВО Украины не выпустило ни одной ракеты, несмотря на то, что их воздушное пространство нарушалось. Украинская сторона, кроме того, указывала, что у нее не было повода запускать ракету «земля-воздух» просто потому, что не было воздушных целей - у вооруженных формирований самопровозглашенных республик отсутствовала авиация, - сообщила Пауэр.
Потом появилась новая версия. По сообщениям российских СМИ со ссылкой на анонимный «источник в силовых ведомствах Украины», причиной падения малайзийского «Боинга» в Донецкой области могла стать нештатная ситуация на тренировке подразделения ПВО украинской армии. Министерство обороны Украины, комментируя это, заявило, что «речь ни о каких учениях ПВО в этой связи идти не может. Это абсолютный бред».
Объединенная следственная группа представляет первые результаты расследования. 28 сентября 2016, Нидерланды. Photo by Freek van den Bergh/Getty Images
По официальной версии Международной следственной группы, малайзийский Boeing был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук», доставленного в Украину из российской воинской части под Курском и принадлежавшего 53-й зенитно-ракетной бригаде минобороны России.
Национальная прокуратура Нидерландов предъявила обвинения четырем фигурантам дела в гибели пассажирского самолета. Имена подозреваемых по делу МН17 были названы летом 2019 года. Это россияне Игорь Стрелков (Гиркин), Сергей Дубинский и Олег Пулатов, а также украинец Леонид Харченко. По мнению прокуратуры Нидерландов, Гиркин запросил поставку «Бука»; Дубинский отвечал за транспортировку установки по Донбассу, Пулатов и Харченко на месте помогали «Буку» идти по намеченному маршруту и затем вернуться в Россию. То есть все четверо обвиняемых «совместно руководили планом уничтожения самолета».
В суде были изучены тексты перехваченных Службой безопасности Украины телефонных разговоров людей с голосами Пулатова, Гиркина, Дубинского и Харченко.
В одном из таких разговоров за сутки до крушения «Боинга» человек с голосом Пулатова говорил Дубинскому: «Танки не нужны, нужна только дальнобойная артиллерия и хорошая ПВО». В ответ человек с голосом Дубинского произнес: «Постараюсь сегодня, если ночью притянут «Бук-М», придет сразу туда к тебе». «Потому что больше делать там нечего, только на «Бук» надеяться», - добавляет на записи этот человек.
Рассмотрение дела МН17 в суде началось в Нидерландах весной 2020 года. Слушания проходят в охраняемом судебном комплексе «Схипхол», расположенном вблизи одноименного аэропорта Амстердама. Суд проходит по законам Нидерландов, поскольку большинство из 298 человек, находившихся на борту самолета, были гражданами этой страны. Ведет заседания коллегия из пяти судей - трех постоянных и двух резервных.
Никто из обвиняемых не согласился выступить перед судом, поэтому в большинстве случаев суд брал за основу их публичные выступления. Игорь Гиркин несколько лет ограничивался фразой: «Ополчение «Боинг» не сбивало». Но в мае 2020-го он в интервью иностранным журналистам заявил, что несет «косвенную ответственность» за гибель пассажиров и экипажа рейса МН17. Он также подтвердил, что просил главу аннексированного Россией Крыма Сергея Аксенова помочь с получением зенитно-ракетных комплексов с экипажами.
Бывший глава разведки «ДНР» Сергей Дубинский в интервью русской службе Би-би-си назвал выдвинутые против него обвинения «бредом», но в переписке на одном из форумов признавал, что причастен к транспортировке «Бука».
На суде никто из них не присутствует, все четверо объявлены в международный розыск. Взаимодействовать с судом согласился только Пулатов, его адвокаты присутствуют в зале суда.
«У нас есть сомнения, что обвиняемые отбудут свой срок наказания, поскольку Россия не экстрадирует своих граждан. Но никто не знает, что несет будущее, а мы со своей стороны приложим все усилия к их аресту», - подытожил прокурор.
9 марта 2020. В Нидерландах начинается судебный процесс над четырьмя обвиняемыми. Photo by Pierre Crom/Getty Images
Судебный процесс возобновился в марте 2022 года, когда на суде начала выступать сторона защиты Пулатова. На ее выступления отводилось до 12 судебных заседаний. В июне этого года в суде показали видеообращение Олега Пулатова, в котором он заявил о своей непричастности к авиакатастрофе и попросил суд оправдать его. На этом судебный процесс завершился. До конца текущего года ожидается приговор.
Для оглашения решения суда забронированы три даты: 22 сентября, 17 ноября или 15 декабря. Ожидается, что суд завершится к январю 2023 года. В целом обвинение требует пожизненного срока для всех подсудимых.
Нидерланды также выступили с предложением создать международный трибунал при ООН для уголовного преследования виновных в катастрофе авиалайнера. К этому требованию присоединились Австралия, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия и Украина. Но Россия своим правом вето заблокировала создание такого трибунала.