К очередному выяснению ситуации, как и что происходит со столичными маршрутками, к сожалению, опять подтолкнула трагедия. В столичном районе Виноградаре 4 октября маршрутка на пешеходном переходе сбила трех женщин, одна из них погибла (см. Историю вопроса)
- Люди переходили на зеленый – им оставалось еще секунды три. Водитель ехал по своей крайней левой полосе, для него горел красный. Он не сигналил, я не слышал звука тормозов. Маршрутка пронеслась по переходу, и раздались удары, - рассказывает свидетель происшествия по имени Иван. - Одну девушку откинуло назад, другую - под стоящую на остановке 472-ю маршрутку, где находился я. А пенсионерку затянуло под днище 465-го.
По словам нашего собеседника, авария произошла в начале первого. Людей на пешеходном переходе было много.
- Водитель маршрутки сообщил, что не смог остановиться из-за неисправности тормозов. На месте автобус осматривали эксперты, также назначены соответствующие экспертизы. Так это или нет, будет установлено в рамках досудебного расследования. Водитель 1959 года рождения в момент ДТП был трезв, - сообщила нам сотрудник пресс-службы Национальной полиции Подольского района Киева Анна Страшок.
- Даже если маршрутка прошла обязательный технический контроль, это еще не гарантия, что потом не возникнет какая-то неисправность, - говорит правозащитник Владимир Караваев. - Допускаю, что там могла быть проблема с тормозами. По своему опыту знаю – бывает, из-за разгерметизации в тормозную жидкость попадает воздух, и когда жмешь на педаль, она проваливается и остановиться невозможно. Приходится жать на педаль несколько раз, воздух выходит, и тормоз срабатывает. Но время уже потеряно. Думаю, в маршрутке этой как раз такая допотопная система торможения.
По мнению эксперта, ДТП вряд ли могло произойти из-за усталости водителя, ведь время аварии уже не раннее и еще не позднее.
- Если там светофор, надо смотреть, какая у него яркость. Не исключено - солнце падало под таким углом, когда водитель не видел, какой горит свет. Я не исключаю того, что могли там поставить лампу, которая светит недостаточно ярко, - добавил эксперт.
На все эти вопросы ответит экспертиза, но общественность волнует другое: кто понесет ответственность за смерть человека, кроме водителя, и как избежать подобных ЧП впредь.
Ни для кого не секрет, что киевские маршрутки находятся далеко не в наилучшем техническом состоянии: то на ходу колесо отвалится, то дверь выпадет. И тем не менее без них городской муниципальный транспорт не справится с пассажиропотоком. А раз так, к маршруткам должны применять строгий технический контроль.
- По закону периодичность техосмотров маршруток – один раз в полгода. Но ежедневно перед выпуском на линию водитель должен проходить осмотр у медика, а автобус заезжает на яму и осматривается механиком, - рассказали нам в Ассоциации перевозчиков г. Киева и Киевской области.
Это в теории. И в той же теории контроль за соблюдением данных норм возложен на "Укртрансбезопасность" и патрульную полицию. А вот на практике…
- На практике есть проблема – штат "Укртрансбезопасности" чуть больше 800 человек на всю Украину, - продолжает Караваев. - И нужно либо набирать людей, либо их функции передавать полностью полиции. Увеличить не выйдет, у нас сейчас кризис, денег нет. А полиция не горит желанием перенимать на себя дополнительные полномочия. Каждый раз, когда об этом заходит речь, в МВД упираются, поскольку у них и так предельная нагрузка.
Слова Караваева "КП" в Украине" подтвердили в "Укртрансбезопасности".
"С начала года проверено почти 60 тыс. автобусов, выявлено более 16 тыс. нарушений требований автотранспортного законодательства, по результатам рассмотрения материалов о нарушении вынесено почти 7 тыс. постановлений о применении административно-хозяйственного штрафа на общую сумму почти 8 млн грн", - сообщили в компании.
При этом граничное количество их сотрудников всего 813 человек на всю страну. Понятно, что не все из этого числа являются проверяющими инспекторами.
"Таким количеством необходимо обеспечить контроль более чем за 174 тыс. единиц лицензированного транспорта (автобусов. - Авт.), а также 45,5 тыс. не нерезидентов Украины", - рассказали в "Укртрансбезопасности".
Ответственность за произошедшее ляжет именно на плечи водителя, считают адвокаты.
- В уголовном плане в данном случае несет ответственность водитель, если будет доказана его вина. А что касается возмещения ущерба – тут нюансы. Может отвечать и перевозчик, потому что ДТП совершено наемным работником. Но опять-таки, мы не знаем, был ли водитель оформлен официально. Надо разбираться, на каком основании и кем эксплуатировался автобус, - говорит автомобильный юрист Вадим Володарский.
ОФИЦИАЛЬНО
Следственным управлением столичной полиции начато два уголовных производства по ч. 2 ст. 286 (Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляют транспортными средствами) и 287 (Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств или другое нарушение их эксплуатации) УК Украины. Санкция наиболее сурового наказания - до восьми лет лишения свободы с лишением права на управление транспортными средствами на срок до трех лет или без такового.
Кроме того, "Укртрансбезопасность" создала комиссию для проведения технического расследования этого ДТП и проверки соблюдения перевозчиками лицензионных условий.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В воскресенье, 4 октября в столичном районе Виноградаре 465-я маршрутка не остановилась на красный свет и сбила на пешеходном переходе трех женщин.
Одну из них, 74-летнюю пенсионерку, затянуло под днище "Богдана" и протащило несколько метров. Тело погибшей смогли извлечь лишь сотрудники Специального аварийно-спасательного отряда (САСО) с применением пневмоподушек.
Еще две женщины (1957 и 1999 года рождения) выжили, но получили серьезные травмы, их госпитализировали.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Теща Притулы извинилась перед женщиной и ребенком, которых сбила на "Мазде".
Женщина готова понести наказание и просит суд провести заседание в закрытом режиме.