20 января Министерство инфраструктуры завершило проведение конкурса по передаче в концессию Херсонского морского порта. Победителем стало зарегистрированное в Киеве ООО "Рисоил-Херсон", созданное во время проведения конкурса в ноябре 2019 года швейцарским АО Risoil S.A. и принадлежащим грузинским инвесторам ООО "Петро Ойл Енд Кемікалс". Результаты конкурса вызвали неоднозначную реакцию других его участников, а история компании-победителя и вовсе ставит под сомнение целесообразность концессионного соглашения с ней.
По словам премьер-министра Алексея Гончарука, в рамках концессионного договора, консорциум "Рисоил-Херсон" планирует вложить в морской порт порядка 300 млн грн, или чуть больше $12 млн. Для порта – копеечные инвестиции. При этом предприятие обещает в течение 30 лет платить государству концессионные платежи в размере 7% годового дохода, а также разово 12 млн грн и вложить 18 млн грн в местную инфраструктуру. Несмотря на информацию Кабмина, что это лучшие из предложенных конкурсантами условий, говорить об эффективности или экономической целесообразности этих цифр пока не приходится.
К соревнованию за порт были допущены четыре компании – кроме "Рисоил" (конечный бенефициар предприниматель грузинского происхождения Шота Хаджишвили), это турецкая стивидорная компания Busserk Liman İşletme Loj. Hizm. LTD.ŞTİ, ООО "Специальная компания Морской порт Херсон" (консорциум в составе украинского портового оператора ООО "Аскет Шиппинг" и украинского зернотрейдера ООО "Глобал Грейн"), а также ООО "Укрморпорт" (консорциум в составе ОАО "Кременчугский речной порт", ДП "ЮРАН" ООО "ГП ЮРОЛ", связанного с оператором одесского порта "Бруклин-Киев" и ООО "ЮК "Джастис енд Ло").
При этом, по данным источников нашего издания, один из участников – ООО "СК МП Херсон" - узнал о раскрытии конкурсных предложений 20 января из СМИ, хотя, согласно условиям конкурса, конкурсная комиссия должна была пригласить на свое заседание всех допущенных участников, а также сообщать им о любых других своих решениях. В то же время остальные три участника при раскрытии предложений присутствовали. Таким образом, до конца не понятно, рассматривались ли предложения всех участников равноценно, либо одно – а возможно и несколько – были проигнорированы. Это обстоятельство уже создает основания для сомнений в прозрачности конкурса и обжалования его результатов.
В среде профессионалов инфраструктуры победа (пока неофициальная) "Рисоил-Херсон" также вызвала неоднозначную реакцию. Дело в том, что к ее "материнскому" бизнесу – компаниям Шота Хаджишвили – есть много претензий, в том числе, и у правоохранительных органов. В частности, у правоохранителей
Среди других обвинений
Также компании из группы Risoil, по
Кроме того, компанию Risoil также неоднократно обвиняли в лоббировании своих интересов в других портах через одиозных чиновников. Еще в 2015 году, как писали СМИ, стараниями Хаджишвили директором ГП "Ильичевский морской торговый порт" стал Сергей Крыжановский –
Считается, что в этот период Risoil пользовался особыми преференциями и благосклонностью со стороны губернатора Одесской области Михаила Саакашвили. Он
Нынешнее же "второе дыхание" Risoil и "победу" в конкурсе на концессию Херсонского МП наблюдатели связывают с именем экс-первого замминистра инфраструктуры Владимира Шульмейстера. Именно он, как представитель конкурсной комиссии МИУ, в 2015 году, в обход действовавших на тот момент норм законодательства,
Интересно, что брат Владимира Дмитрий, по странному стечению обстоятельств, в свое время работал в Минагрополитики в департаменте продовольствия и курировал экспорт подсолнечного масла – то есть имел прямое отношение к сфере интересов Risoil. Впрочем, доказательств его вмешательства или помощи компании в открытых источниках нет.
Сегодня Шульмейстер работает в Украинском институте будущего, но есть информация, что он ищет возможности вернуться в большую политику и влиять на процессы. Лоббирование интересов "старых друзей" при "новой" власти – может стать "пробой пера" в этом направлении.
Впрочем, сомнительный шлейф, который тянется за компанией-победителем пилотного конкурса на концессию крупного морского порта – бросает тень на все остальные конкурсы и ставит под сомнение в целом желание правительства наладить прозрачную систему повышения эффективности портовой инфраструктуры.