В Казахстане в связи с катастрофой пассажирского самолета Bek Air Fokker-100 объявлен национальный траур. Президент Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнование родным и близким погибших и заверил, что все виновные понесут строгое наказание.
Борт вылетел из аэропорта Алматы 27 декабря около 7.00 по местному времени. (01.00 по Киеву). Спустя пять минут самолет
На борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа. Воздушным судном управляли капитан корабля Марат Муратбаев и второй пилот Миржан Мулдакулов.
По предварительным данным следствия, при взлете самолет потерял высоту, пробил бетонное ограждение, столкнулся с двухэтажным строением и частично разрушился. Благодаря тому, что спасательные работы начались незамедлительно удалось избежать возгорания лайнера.
- На взлетно-посадочной полосе было обнаружено два последовательных касания хвостовой частью воздушного судна с интервалом в 300-400 метров, - рассказал журналистам вице-премьер-министр Казахстана Роман Скляр. - Затем самолет развернуло вправо по окончании полосы, шасси уже к этому времени были убраны, судно пыталось взлететь. Как вы видели, оно столкнулось с забором, в доме никого не было. Судно было разбито на две части. В основном погибли пассажиры, которые были в носовой части.
В результате авиакатастрофы 12 человек погибли. По данным МВД, с места катастрофы госпитализированы 49 человек, из них 18 в тяжелом состоянии, остальным оказывается медицинская и психологическая помощь. Местные власти обратились к жителям столицы с просьбой сдать кровь для пострадавших.
Корреспондент местного издания
"Я летаю часто. В 07:05 самолет уже должен был подняться в воздух. Но почему-то в этот раз задержали. Когда нам разъясняли правила безопасности, я дремала. Я не спала всю ночь, потому что думала, что опоздаю. Проснулась, когда самолет начал набирать высоту. Оказывается, самолет уже два раза поднимался и терял высоту.
Потом был страшный звук - то ли двигатель, то ли еще что-то. Самолет криво летел. Все было как в кино: вопли, крики, плач людей. Я не могу все это описывать, страшно очень. Потом удар, грохот, и прямо передо мной железяка какая-то закрыла - выхода не было.
Кто-то кричал: "Шығыңдар!" ("выходите"- пер.). Я потеряла в этот момент дар речи. Я сидела у крыла самолета. Я помню, что наступила на крыло самолета. Кричали, что самолет уже на земле может взорваться. Как будто сон", - сказала женщина.
Еще одна из выживших пассажирок лайнера рассказала: "Мы на борту не могли понять, что случилось. Когда пришла в себя, смотрю, передо мной все закрыто. Я сидела на месте у крыла самолета. Стюард нам открыл выход, и мы вышли. Тогда мы с пассажирами и увидели, что самолет разделился пополам".
Пассажирка разбившегося авиалайнера Bek Air – певица Гульнара Кошенова в соцсетях сообщила о пережитом ужасе на борту самолета. По ее словам, самолет врезался в строение практически сразу же после взлета.
"Ни одной царапины, шок... Пожалуйста, помолитесь за всех пострадавших, это очень страшно... Не дай Аллах никому такое увидеть", - написала певица на своей странице в
При падении самолета погиб председатель совета генералов РК Рустем Кайдаров. Среди погибших также значится выпускающий редактор Informburo.kz Дана Круглова и врач из столицы республики города Нур-Султан Арман Исина.
Отмечается, что адвокат и член Нацсовета общественного доверия РК Айман Умарова должна была лететь на самолете Bek Air, но передумала в последний момент.
На борту находились четыре иностранца: один гражданин Кыргызстана, один гражданин Китая и двое украинцев – супруги Юрий и Яна Сон. Их проведал украинский консул. У женщины компрессионный перелом позвоночников без нарушения проводимости спинного мозга и переломом дуг позвоночников справа, а у мужчины - компрессионные переломы тел позвоночников без нарушения проводимости спинного мозга.
Казахстанскому изданию
"БекЭйр 2100, ветер 040 градусов, 05 правая, взлет разрешаю", - говорит диспетчер.
"05 правая, 2100, всего хорошего, хорошего дня вам!" - отвечает пилот.
"Доброго пути!" - прощается вышка.
Далее диспетчер несколько раз безуспешно запрашивает взлетевший борт:
"БекЭйр 2100, Алматы-Вышка"...
"БекЭйр 2100, Алматы-Вышка"...
"БекЭйр 2100, Алматы-Круг"...
Бортовые самописцы – так называемые "черные ящики", уже найдены на месте крушения лайнера, их изъяли для расшифровки компетентные органы.
МВД Казахстана начало расследование по статье 344, части 3 (нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта) Уголовного кодекса РК. По предварительной версии следствия, вероятной причиной авиапроисшествия стала либо ошибка пилотов, либо техническая неисправность самолета.
В расследовании авиакатастрофы под Алматы примут участие представители завода-изготовителя самолета и Межгосударственного авиационного комитета (МАК) СНГ.