Фермеры утверждают, что на весах завода по время приемки занижают вес и качество продукции. В хищениях они обвиняют компанию-перевозчика, которую им фактически навязали на заводе. По словам аграриев, часть продукции в процессе доставки ссыпается. На самом предприятии на жалобы поставщиков внимания якобы не обращают. Как считают пострадавшие, всему виной системная коррупция среди менеджмента ДМЭЗ, которая покрывается на уровне компании-собственника "Сантрейд" (дочернего предприятия американской агрокорпорации Bunge).
"Менеджмент предприятия не только нас обманывает, но и занимается хищениями у своей же компании. В процессе доставки происходит ссыпание части продукции и ее подмачивание для увеличения веса нетто. Они пишут, что мы меньше загрузили, и договариваются со своей лабораторией, чтобы она закрыла глаза не манипуляции с весом и качеством. В итоге лаборатория ДМЭЗ не обращает внимания на реальный вес и качество продукции, систематически принимая товар в базовых показателях либо выше. Принимается сор, продукция с повышенной влажностью. Предприятие получает продукцию с меньшим реальным весом, чем фиксируют на приемке. То есть два раз они крадут – и у нас, и своих же хозяев", – поделился один из пострадавших.
Фермеры уверены, что махинации с занижением веса приобрели масштабный характер, ведь основная доля доставки сырья на завод производится автотранспортом. В год на переработку перевозят приблизительно 500 тысяч тонн семечки.
По словам аграриев, в схемах с занижением веса замешан руководитель логиститического направления "Сантрейда" Юрий Шарапаев.
"Все перевозчики контролируются Юрием Шарапаевым, своим транспортом ты возить не можешь – иначе они у тебя семечку просто не примут. Вози только через шарапаевские конторы. Мы наводили справки, пытаясь узнать, что это за персонаж. Оказалось, Шарапаев возглавляет автомобильную логистику в "Сантрейде" уже более 10 лет. За это время на ДМЭЗ регулярно происходили хищения семян подсолнуха на приемке и продуктов переработки на выходе. Тем не менее коммерческая деятельность завода, а именно подсчеты остатков семян и готовой продукции, перемещений запасов семян подсолнечника (в т. ч. автотранспортом) ни разу не были предметом внутреннего аудита. Хотя, как нам рассказывали их же сотрудники, аудит по другим направлениям проходит не реже чем раз в два года", – сообщил фермер.
Автотранспорт Шарапаева работает почти во всех регионах, где "Сантрейд" ведёт заготовительную деятельность. Он якобы договорился с руководителем Полтавского филиала Шевяковым, начал обслуживать своими машинами элеваторы в Днепропетровской, Хмельницкой, Кировоградской областях, а также в Николаеве, где у корпорации Bunge есть собственный терминал и ещё один маслоэкстракционный завод.
"Мы ходили в департамент логистики, но узнали, что Шарапаев выведен из подчинения департамента логистики и коммерческого департамента и напрямую подчинен генеральному директору. Пытались достучаться до генерального директора "Сантрейда", чтобы понять, почему он допускает подобную практику. Почему все перевозки осуществляют предприятия родственников Шарапаева или связанных с ним людей? Например, учредитель компании-перевозчика "Проф-Ани-Транс" Людмила Одинок приходится двоюродной сестрой жене Шарапаева. Шарапаев ведь только для маскировки проводит наем автотранспорта через электронные площадки, а договоры заключает исключительно со своими предприятиями. Нам ничего не ответили. Намекнули, чтобы не возмущались и не поднимали шум, так как в схему вовлечена служба безопасности компании. Некоторые ее сотрудники – "инвесторы" Шарапаева. Это они дали ему деньги на приобретение автотранспорта, работавшего на компанию, и обеспечивали Шарапаеву защиту от внутрикорпоративных проверок", – рассказал аграрий.
Пострадавшие фермеры утверждают, что со стороны ДМЭЗ на правоохранителей оказывается давление для того, чтобы замять данную ситуацию, а заявления поставщиков продукции не регистрировать. Однако фермеры настроены идти до конца, добиваясь возмещения причинённого ущерба.
Ранее информация о Юрие Шарапаеве и подконтрольном ему бизнесе по доставке семечки на ДМЭЗ уже попадала в СМИ. По данным сайта "Информатор", три фуры компании "Проф-Ани-Транс" были оштрафованы за перегруз. В компании "Сантрейд" отказались комментировать ситуацию вокруг Юрия Шарапаева, сославшись на проведение внутренней проверки по данному вопросу.