22 декабря
Загрузить еще

Атака дронов на украинский самолет: "Каково было семьям, когда в СМИ сообщили, что все пилоты мертвы?"

Атака дронов на украинский самолет:
Фото: Фото: twitter.com/Gorgon11

Судно принадлежало украинской компании "Скайавиатранс". На его борту находилась гуманитарная помощь от Красного Креста.

Почему использовался именно Ил-76 ТД

Данный тип самолетов используют для полетов в такие сложные страны, как Ливия. Не каждый лайнер способен совершать посадку на грунтовом покрытии взлетно-посадочной полосы. А Ил-76 может.

Воздушные суда этого типа широко используются для перевозки грузов в африканские страны. Они - хорошая альтернатива медленным морским перевозкам. Особенно ценится эффективность этих самолетов при доставке гуманитарных грузов, которые имеют первоочередной приоритет в зонах боевых действий. Наши самолеты с 2011 года регулярно совершают полеты в Ливию с различными миссиями, начиная от эвакуации людей и заканчивая поставкой пищи и одежды. 

- Мы и раньше летали в Ливию, всегда совершали посадку в аэропортах, разрешенных нашей Госавиаслужбой, где более-менее спокойная ситуация. Вот и аэропорт, где произошел инцидент, считался безопасным, сегодня там приземляются даже пассажирские самолеты. Но их не трогают, а грузовые подвергаются обстрелам, - рассказывает "КП" в Украине" директор компании "Скайавиатранс" Елена Малахова. - На борту сгоревшего самолета находилась гуманитарная помощь, привезенная из Турции, из Анкары. Вся необходимая документация для груза находилась на борту, груз проходил проверку службой безопасности аэропорта. Самолет вылетел согласно расписанию.

 

Нападавшие знали, что могут быть жертвы

Нападавшая сторона дождалась посадки судна, и в момент, когда началась разгрузка самолета, его атаковали (примерно 03.17 ночи по Киеву). Атака велась с помощью двух дронов, один из них наносил удары ракетами, а второй осуществлял фото- и видеосъемку. Первый заряд угодил в правое крыло, начался пожар. Затем последовало еще несколько выстрелов, самолет охватило пламя, и он полностью сгорел. В момент бомбардировки на борту находились несколько человек, но они сумели успешно эвакуироваться. 

- Члены экипажа живы, но один из них получил несерьезные ранения головы. Во время ударной волны в него угодил осколок, но томография показала, что все хорошо, он не пострадал серьезно. Сейчас мы работаем над тем, чтобы доставить экипаж в Украину, - рассказывает директор авиакомпании Елена Малахова. - Была изначально проблема с паспортами, они сгорели. Сейчас им уже сделаны новые документы, проблема в том, что консул Украины в Ливии находится территориально в Тунисе. Потому документацию доставят лишь сегодня после обеда. Как только документы будут на руках, мы сможем отправить их домой.

Всего членов экипажа восемь. Сейчас они под охраной службы безопасности аэропорта, находятся на его территории, в бункере. Их обеспечили едой и водой, спальными местами и интернетом для связи с родными и дипломатами.

Примечательно, что примерно 40 минут спустя после нападения видеозапись и фото атаки начали массово публиковать на сайтах российских СМИ и в каналах блогеров. В том числе, по словам Елены Малаховой, появлялись публикации о том, что все члены экипажа мертвы. 

- Мы сразу же после инцидента сообщили о ситуации родственникам наших сотрудников. Дело в том, что российские СМИ опубликовали информацию, что погибли все члены экипажа, - говорит Елена Малахова. – Представляете, каково им было прочитать такое?

Что же касается самого самолета и находящегося на нем груза, они были полностью уничтожены в результате атаки дронов.

В Ливию летать опасно 

Начиная с 2011 года, после свержения режима Муаммара Каддафи, в Ливии неспокойно, страна охвачена гражданской войной. Но, несмотря на это, украинские пилоты время от времени совершали различные миссии, будь то эвакуация населения или доставка грузов. 

- Ливия все эти годы является потенциально опасной страной для полетов. Отправляющихся сюда даже страхуют только за отдельную доплату, - рассказывает Елена Малахова. - Когда произошел инцидент с первыми двумя самолетами, мы думали отказаться от полетов. Но в то же время тот инцидент произошел в аэропорту, где нельзя было приземляться. 

Напомним, в конце июля в Ливии ракетным ударом взорвали два украинских самолета Ил-76, которые находились на территории военной базы Аль Джафра, что принадлежит силам генерала Халифы Хафтара. 

Известно, что аэропорта в Аль Джафре нет в списке разрешенных, так как он имеет статус военного, близко находящегося к зоне боевых действий. 

Включенный ответчик мог стать причиной атаки

По словам бывшего летчика гражданской авиации Виктора Нечипорука, многие авиакомпании, особенно грузовые, когда летят в зоны боевых действий, часто отключают маячок. То есть выключается исходящий сигнал самолета, и он не виден на радарах. 

- Открыв слайд-радар, вы можете отследить самолет по его бортовому номеру. Это серьезно осложняет полеты в подобные регионы. Военные часто используют такую информацию в своих целях для атак, - рассказывает "КП" в Украине" Виктор Нечипорук. -  Грузовые самолеты, которые отсвечиваются на радарах, где указано примерное время прибытия и регулярность полетов, – легкая добыча. 

Маячки отключают ради безопасности экипажа, чтобы избежать атаки дронов или вражеских ракетных комплексов. В случае с гуманитарными миссиями это делать просто необходимо. В то же время этой опцией пользуются и для тайного ввоза вооружения. 

В случае с самолетом "Скайавиатранс" на борту сгоревшего Ил-76 ТД стояли модернизированные ответчики, отключить их невозможно. 

Сбитые Илы летали без лицензии от Госавиаслужбы Украины

Но вернемся к первому инциденту. Двадцать седьмого июля в аэропорту Аль Джафра атакой ракетного удара вооруженных сил правительства Ливии было уничтожено два Ил-76ТД.

В результате этой атаки погиб летчик из Мелитополя Владимир Бухальский. По сообщениям ливийских СМИ, он погиб при попытке спасти бортовые документы. 

Бухальский - не новичок в этом регионе. После свержения Каддафи в 2011 году Владимир командовал экипажем во время эвакуации украинцев из Ливии. 

По многочисленным сообщениям украинских военных экспертов, оба самолета были загружены вооружением, которое разработали частные украинские компании в ОАЭ. Его доставляли в Ливию для сил ливийской национальной армии генерала Халифы Хафтара. Правительство национального согласия решило нанести удар по груженным оружием самолетам.

Оба самолета, принадлежащие компании "Европа Эйр", вылетели 25 июля из Фуджейры в ОАЭ, пересекли Саудовскую Аравию, а уже на входе в воздушное пространство Египта отключили ответчики и пропали с радаров. Приземлялись Илы дважды: в городе Лабрак и в Аль Джафре. По мнению экспертов, в Лабраке самолеты оставили большую часть груза, остатки доставили в Аль Джафру. 

Кстати, за сутки до атаки Государственная авиационная служба Украины приостановила действие сертификата компании "Европа Эйр", правда, дата и время публикации приказа на сайте не указаны. 

"Указом Государственной авиационной службы Украины от 26 июля 2019 года №961 приостановлено с 00 часов 00 минут (UTC) 27 июля 2019 года действие Сертификата эксплуатанта ТОВ "Европа Эйр" № UK 046", - сообщил сайт Госавиаслужбы Украины.

Военный эксперт Олег Жданов считает, что это сообщение появилось не случайно. 

- Это сообщение - один из признаков того, что Госавиаслужба хочет уйти от ответственности. Все дело в том, что Ил-76 ТД - это военно-транспортные самолеты, они не используются гражданской авиацией и имеют у себя на борту вооружение для защиты, - говорит Олег Жданов. – Самолет разрабатывался изначально для военных целей и должен стоять на балансе Минобороны. Каким образом он оказался в аренде компаний, занимающихся перевозкой груза, это серьезный вопрос для следователей ГБР или НАБУ.

Самолет модели Ил-76 ТД способен заниматься транспортировкой грузов массой от 28 до 60 тонн на расстояние от 3600 до 4200 км. Его ангар вмещает до 4 единиц военной техники типа БТР и БМД. Теоретически самолет может заниматься перевозкой как стрелкового, так и тяжелого артиллерийского вооружения. Ориентировочная стоимость такого судна в пределах 27 миллионов долларов США.  

Есть мнение

Военный эксперт Олег Жданов предполагает, что у этой атаки есть своеобразная политическая подоплека. 

- Самолет какой-нибудь авиакомпании США или Великобритании не попал бы под обстрел. Если бы такое произошло, атакующие получили бы мощный ответный удар сил коалиции. Потому ливийцы бьют слабых, в данном случае нас, - говорит Олег Жданов. – Но, с другой стороны, это вопрос к нашему министерству обороны: почему наши самолеты попадают там под обстрелы? Почему частные компании фрахтуют наши военные машины для таких рейсов? Для нашего президента это повод провести аудит техники и оборудования Вооруженных сил Украины. 

Напомним, что Ил-76 ТД, попавший под бомбардировку, это уже четвертый украинский самолет, оказавшийся в Ливии под обстрелами. Еще раньше, 22 июня, во время бомбардировки "Градами" был уничтожен самолет Ан-124 "Руслан".

Кто воюет и за что

Сейчас в Ливии военные действия в разгаре. В апреле 2019 года генерал Хафтар отдал приказ своим войскам идти в наступление на Триполи, чтобы полностью освободить ливийскую столицу от сил правительства национального согласия. С тех пор все, что удалось Халифе Хафтару, - это занять позиции вокруг Триполи, продвинуться за четыре месяца его армия не смогла. Сейчас ведутся обоюдные обстрелы позиций. 

Иностранных войск в Ливии на официальном уровне нет. Но это не мешает орудовать там так называемым частным войскам, в том числе и членам ЧВК Вагнера из России. Об этом ранее сообщал Telegraph, ссылаясь на британское правительство. По их данным, члены ЧВК занимаются охраной портов Торбука и Дерна. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Ливии сбили украинский самолет

Воздушное судно "Скайавиатранс" Международной организации Красного Креста перевозило гуманитарный груз.

Новости по теме: Ливия авиакатастрофа