Загрузить еще

ЧП на борту “Лошарика”: отец одного из погибших курировал испытания подлодки

ЧП на борту “Лошарика”: отец одного из погибших курировал испытания подлодки
Фото: Фото: e-wiki.org

В результате отравления угарным газом на российском судне спецназначения “Лошарик” 1 июля погибли 14 членов экипажа. Как позже стало известно, они были элитой Военно-морского флота РФ, и числились в списках засекреченной военной базы. Впрочем, под грифом “Совершенно секретно” находился и АС-12 “Лошарик”. Отсюда и объяснение того, почему так мало фактов о случившейся трагедии. В Минобороны страны-соседки умалчивают даже о количестве членов экипажа, пребывающих на борту во время трагедии. “КП” в Украине” из разных источников собрала информацию о ЧП.

1 июля в территориальных водах России на сверхсекретном подводном судне “Лошарик” от удушья умерли 14 человек. Согласно первой открытой информации, которая появилась в итальянских СМИ, возгорание на АС-12 “Лошарик” произошло в 20:30. Тогда, по версии западных средств массовой информации, глубоководная станция во время происшествия находилась в Баренцевом море. После чего ее отшвартовали в Североморскую военно-морскую базу в Мурманской области.

Изначально было две гипотезы по поводу лодки, которая стала местом гибели элиты морского флота РФ. Фигурировали модели АС-12 “Лошарик” и БС-64 “Подмосковье”. Последний - “материнский” корабль спецназначения для первой модели. Расследованием трагедии занимается главнокомандующий Военно-морского флота (ВМФ) России адмирал Николай Евменов.

Причин возгорания много

Версий спровоцировавших возгорание на судне причин несколько - от банального замыкания кабеля на субмарине до перегрева аппаратуры во время биометрических измерений. Как подчеркнул собеседник (имя не разглашается” “Комсомольской правде”, на данный момент меньше всего можно сказать про версии возгорания - предполагаемых причин множество. Ими может быть все, что угодно. Ведь как подчеркнул эксперт, ни одна, даже самая современная подводная лодка не защищена от пожара на 100%. Больше и точнее можно будет утверждать после обнародования результатов официального расследования.

Путин собрал срочное совещание, а самолет ВВС-2 вице-президента США резко изменил курс 

Минобороны РФ сообщило, что подлодка была научно-исследовательская. С ее помощью происходил забор образцов для изучения придонного пространства и дна Мирового океана "в интересах Военно-Морского Флота России".

Внимание к трагедии привлекли еще два факта. Первый из них - президент России Владимир Путин отменил ряд плановых мероприятий и собрал срочное совещание по этому поводу. На встрече с министром обороны Сергеем Шойгу он сообщил, что среди жертв - семь капитанов первого ранга и два Героя России.

- Это не обычное судно, мы с вами знаем, это научно-исследовательское судно, экипаж высокопрофессиональный. В соответствии с вашими предварительными докладами из 14 погибших семь - капитаны первого ранга, двое - Герои России. Это большая потеря для флота, да и вообще для армии, - заявил Путин.

Он также посчитал нужным отправить министра обороны в РФ в Мурманскую область, чтобы тот лично заслушал доклады по делу и курировал ход расследования.

Второй факт, привлекший еще больше внимания общественности к гибели 14 моряков, - во время происшествия самолет ВВС-2 вице-президента США Майка Пенса, находившийся в воздухе, резко изменил курс и ушел на свою базу в США.

Среди погибших 7 капитанов - из них 2 Героя России

В трагедии во время возгорания из-за отравления угарным газом погибли 14 человек - 13 умерли на подлодке, а 14-ый член экипажа скончался в карете скорой помощи по пути в военно-морской клинический госпиталь Североморска. Погибшие в результате ЧП подводники числятся в списках личного состава военной части  45707, которая находится в Петербурге. Она подчинена Главному управлению глубоководных исследований Минобороны. Вся информация об этой военной части под грифом “Совершенно секретно”.

По информации Telegram-канала “Baza”, один из погибших - капитан I ранга, зять контр-адмирала Владимира Бедердинова Андрей Воскресенский. Берединов известен тем, что был членом экипажа, совершившего в 1979 году переход вокруг Земли в подводном положении - через пролив Дрейка на Камчатку. За это контр-адмирала наградили орденом Красного Знамени.

3 июля стали известны имена двух погибших Героев России из военной части  45707 в Петергофе. Это - капитаны первого ранга Денис Долонский (командир судна) и Николай Филин (испытатель глубоководной военной техники). Первому “героя” дали около 6-7 лет назад “за исследование Арктики и Антарктики”, второму - в 2018 году.

Предполагается, что судно спецназначения рассчитано на 25 членов экипажа. Однако, точной информации о количестве находившихся на борту нет. Есть и выжившие. По разным данным, их то ли четверо, то ли пятеро. Они были госпитализированы с отравлением чадным газом. Таким образом, на “Лошарике” находилось 19-20 членов экипажа не ниже третьего ранга. 

Отец одного из погибших возглавлял испытания субмарины

Еще один погибший, о котором известно, - Денис Опарин. Его отец Александр Опарин - Герой России, капитан 1-го ранга и командир в/ч в Санкт-Петербурге, к которой приписаны погибшие члены экипажа “Лошарика”.

Александр Опарин в 2000-м участвовал в спасательной экспедиции по “Курску”. Кроме того, Опарин-старший  с 2004 по 2007 год возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний "Лошарика" в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний, передает Военное обозрение.

Подводное атомное спецсудно строили 13 лет

“Лошарику” почти 30 лет. Морское конструкторское бюро “Малахит” проектировало глубоководный аппарат в 1988-1990 годах в Санкт-Петербурге. Главным конструктором проекта был генеральный конструктор глубоководных технических средств, Герой России Юрий Коновалов. Строительство же атомной подводной лодки началось в 1990 году в “Севмаше” Архангельской области. Несмотря на то, что проект “Малахита” был защищен в 1992 году, строительство “Лошарика” из-за задержки финансирования законсервировали до 2000-х. Лодку спустили на воду 5 августа 2003 года. 

Корпус субмарины исполнен из титана. По своей конструкции лодка напоминает судно, внутри которого размещены несколько независимых сферических отсеков. Они соединены переходами. В одном из таких отсеков, возможно, находится атомная энергетическая установка. Благодаря такой конструкции, АС-12 способно выдерживать давление воды на больших глубинах. Предположительно, именно из-за внутренней конструкции атомную подводную лодку назвали “Лошариком” - как лошадку из жонглерских шариков из мультфильма. При длине 69 метров и ширине 7 метров он может развивать скорость до 30 узлов (55,6 км/ч). По разным источникам глубина погружения “лошарика” колеблется от 3 до 6 тысяч метров. При этом под водой субмарина может находится несколько суток, а на ее борту находится до 25 членов экипажа. Опубликованные сведения носят предположительный характер, ведь все данные по проекту и субмарине засекречены. Точно также как неизвестно назначение и “начинка” “Лошарика”.

В “Малахите” отказались давать какие-то объяснения по поводу обстоятельств аварии на глубоководном аппарате, передает Фонтанка. “Мы не даем комментарии в связи с тем, какая сейчас ситуация”, - заявили журналистам в приемной конструкторского бюро. А в Объединенной судостроительной корпорации перенаправили с вопросами в ВМФ.

Субмарина может незаметно подобраться к самым охраняемым объектам

В конструкцию “Лошарика” включены специальное оборудование. Оно позволяет забирать образцы морского грунта для дальнейших исследований. На научно-исследовательском глубоководном аппарате, который представляет собой атомную глубоководную станцию проекта 10831, не должно быть вооружения. 

О подводной субмарине известно, что по морскому дну она может передвигаться при помощи специальных колесиков. Это делает “Лошарик” абсолютно незаметным для акустических и магнитометрических средств обнаружения. Субмарина может незаметно подобраться к самым охраняемым объектам и внезапно напасть. Об этом заявили эксперты НАТО, которые присволи “Лошарику” другое название - NORSUB-5.

Еще одной опасностью “Лошарика” является его возможность нарушить работу интернета, разрушив магистральные кабели связи между материками. Из-за этого в Пентагоне в 2015 году назвали субмарину “диверсионным аппаратом”. 

Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин считает, что АС-12 также обладает возможностью нанести серьезный ущерб глубоководным компонентам системы слежения за подводными лодками SOSUS.

СПРАВКА КП 

Глубоководная станция “Лошарик” находится в ведении Главного управления глубоководных исследований Минобороны России. Она может использоваться для спецопераций различного характера, которые проводятся на большой глубине. Так, в сентябре 2012 года подлодка участвовала в исследовательской экспедиции “Арктика-2012”. Субмарина на протяжении 20 суток собирала грунт и образцы породы.  В феврале 2012 года станция прошла ремонт.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Погибшие на российской подлодке были элитой ВМФ

Новости по теме: судно моряки ЧП