7 ноября
Загрузить еще

Кто звонил с борта пропавшего малайзийского "Боинга"

Кто звонил с борта пропавшего малайзийского
Фото: Фото: youtube.com

Пять лет назад в Индийском океане бесследно исчез огромный лайнер "Боинг-777-200", следовавший по маршруту Куала-Лумпур - Пекин, на его борту находились 239 человек. Чтобы найти самолет, была организована самая дорогостоящая в истории (более $200 миллионов) поисково-спасательная операция. Однако место падения так и не найдено. Официальное расследование зашло в тупик. Но все это время параллельно до истины пытались докопаться родственники и группы энтузиастов со всего мира. Недавно ограниченным тиражом была опубликована книга "Рейс MH370: полет в никуда. О чем молчит расследование". Ее авторы Сергей Мельниченко, человек с большим летным и экспертным опытом, и Павел Тяпкин, физик, специалист по радарным установкам и системам ПВО. Они провели свое расследование и попытались разгадать величайшую загадку в истории гражданской авиации. Насколько им это удалось? 

Капитан перевел дочери крупную сумму...

- Павел, эта история не укладывается в голове: напичканный электроникой самолет бесследно пропадает в напичканном электроникой и радарами мире. Что это было? Теракт? Попытка самоубийства? Несчастный случай?

- Версия с самоубийством пилота стала, как мы это называем с соавтором, "неофициально официальной версией". Ее изо всех сил проталкивают и малайзийская, и англоязычная пресса, но, на наш взгляд, она хромает на обе ноги. Ну, во-первых, зачем так странно и долго себя убивать? Ведь самолет летел еще много часов после того, как отклонился от курса. А самоубийство - это все же либо импульсивный, либо хорошо продуманный, но быстрый поступок. Когда мы писали книгу, то очень внимательно изучали все, что мы могли накопать про капитана - 53-летнего Захари Ахмад Шаха. И пришли к выводу, что самоубийство не в его типе характера, особенно самоубийство с таким количеством невинных жертв - простых пассажиров.

- Однако ведь на него составили целое досье! И там полно подозрительных деталей. Например, на домашнем летном тренажере он отрабатывал тот самый маршрут с полетом в совершенно безлюдную точку Индийского океана. Незадолго до последнего полета перевел дочери крупную сумму денег, якобы на покупку дома. За несколько минут до вылета ему поступил странный звонок с сим-карты, купленной с помощью поддельных документов.

- Но этот звонок как раз и опровергает версию самоубийства! Скорее он косвенно подталкивает нас к версии теракта.

"Кто-то делает все, чтобы "Боинг" никогда не был найден"

- Если это был теракт, то почему никто не взял на себя ответственность?

- Тут у нас два довода. А что если теракт не удался? Что если было задумано что-то более грандиозное, вроде атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке, а самолет просто не долетел до цели, разбился по каким-то причинам? И второе. Теракт мог быть задуман и полностью осуществлен одиночкой. В данном случае - капитаном лайнера. В Европе происходит много таких терактов, когда человек вообще не входит ни в какую ячейку, не имеет руководителей. Но тут есть еще одно обстоятельство, которое еще больше запутывает ситуацию. Создается впечатление, что кто-то делает все, чтобы "Боинг" никогда не был найден.

- Почему?

- Например, в середине расследования тихо и незаметно обнаруживается бумажный документ, из которого следует, что в "Боинг" залили больше топлива, чем было указано в официальных электронных записях. Исходя из этого рассчитывается место падения гораздо дальше первоначальной официальной дальности полета. Потом есть странная позиция малайзийских военных, которые ситуацию в своем воздушном пространстве контролируют на 100 процентов, но почему-то равнодушно наблюдают, как в первые дни после исчезновения "Боинг" ищут у берегов Вьетнама, где его точно нет. Потом через четыре дня, 12 марта, спохватываются и говорят: а вы знаете, самолет развернулся и обратно через всю Малайзию полетел в сторону Андаманских островов. А потом, 13 марта, возникают американцы и говорят: а по спутниковым данным, исходя из восьми сигналов телеметрии двигателей "Боинга-777", самолет летел еще семь часов и вроде упал далеко на юге, в Индийском океане. Но в Австралии установлен мощнейший загоризонтный радар стоимостью $1,5 миллиарда, он пробивает на 3000 километров. Если "Боинг" упал в той расчетной точке Индийского океана, то австралийцы должны были его видеть. Но на все запросы они отмалчиваются, ссылаясь на военную тайну. Наконец, обломки "Боинга", выброшенные океаном на берег острова Реюньон (это в Индийском океане, 700 км к востоку от Мадагаскара.- Ред.), судя по карте морских течений, не могли приплыть оттуда, где шла поисковая операция. Таких нестыковок куча. Налицо искажение данных: лайнер ищут там, где он не мог упасть.

Пассажиры - жертвы политических разборок?

- Захари Ахмад Шах был религиозным человеком?

- В том-то и дело, что нет. Мы проанализировали его активность в интернете и обнаружили, что в последние полгода он лайкнул на YouTube несколько лекций известного английского биолога и атеиста Ричарда Докинза. То есть капитан увлекся атеизмом, что для мусульманина очень необычно. И напрочь убивает версию про терроризм с исламским уклоном. Капитан оказался личностью противоречивой. Он был не исламистом, а скорее правозащитником, который выступает за свободу, равенство и братство. Он в соцсети выкладывал свое фото в черной футболке с надписью "Демократия умерла". Потому что, с его точки зрения, демократия действительно умерла, так как его кумиру Анвару Ибрагиму не дали победить на выборах в Малайзии. Против Анвара были cнова выдвинуты обвинения, 7 марта 2014 года политика приговорили к 5 годам заключения...

- На борту был еще и второй пилот...

- Фарик Абдул Хамид гораздо моложе, ему было 27 лет, и я не верю, что он мог угнать самолет. Этот полет был его последним экзаменом перед получением сертификата на этот тип воздушного судна. Если бы Захари подписал его летный сертификат, Фарик становился бы вторым пилотом "Боинга-777". То есть впереди карьерный скачок, другая зарплата... И еще одно обстоятельство. Второй пилот за несколько дней до полета сделал предложение своей девушке.

- Логично. Если ты собрался угнать лайнер, тебе не до устройства личной жизни.

- Кстати, всплыла поразительная деталь. Когда лайнер летел уже с выключенными системами связи обратно через Малайзию, он зачем-то сделал полукруг над городом Пенанг. А это родной город Захари Ахмад Шаха. Такое ощущение, что он прощался со своим домом. И вот представляете, есть неофициальная информация, что в этот момент один из сотовых телефонов на борту "Боинга" связался с базовой сотовой станцией в одном из районов города Пенанг.

 

"Это был номер второго пилота"

- А разве такое возможно - позвонить с борта?

- В принципе да, особенно если самолет летит медленнее и ниже, чем это было в ту ночь. Энтузиасты из малайзийской полиции специально гоняли там с этой целью небольшой винтовой самолет, оказалось, что телефон схватывает сеть на высоте 3 - 5 километров. Но в тот раз звонок не удался, там было просто соединение, но этого достаточно, чтобы определить телефон звонившего абонента. Это был номер второго пилота.

- А сколько прошло со времени угона?

- Больше часа.

- То есть он уже мог понять, что лайнер захвачен?

- Мы можем строить догадки, что он пытался что-то сообщить на землю. Но это догадки.