Никто на нее внимания никогда не обращал, только пыль изредка стряхивали. А недавно в деревню прибыла группа иностранных туристов, и один из них прочитал надпись: «Antonius Stradivarius». И дату: «1723». Что тут началось! Сенсация! А ведь раньше эти детали никто в упор не видел. Неужели шедевр мирового значения, которому почти три века, пылился в деревенском музее?
- Мы давно заметили эту надпись, но не афишировали, - пытаются оправдываться музейщики.
Теперь, когда весть об удивительной находке разлетелась повсюду, сотрудники музея даже не знают, что говорить многочисленной прессе. Лет 25 назад инструмент передали в музей жители соседней деревни Кушлево, все нынешние работники пришли работать позже. Про историю скрипки ничего не знают.
А ее срочно изъяли из музея, передав в государственные фонды, и спрятали от глаз широкой публики.
Специалисты пытаются разгадать тайну скрипки.
- Белоруссия никогда не была страной, где процветало скрипичное искусство, поэтому инструменты высокого класса не могли здесь оказаться случайно, - уверен педагог Белорусской академии музыки Эдуард Кучинский, ученик которого, Артем Шишиков, несколько недель назад играл на подлинной скрипке Страдивари стоимостью 5 миллионов долларов. - В девятнадцатом веке в Европе было очень развито домашнее музицирование. Поэтому и существовали мастерские, которые делали копии с инструментов Страдивари, Гварнери. Они снимали с подлинных инструментов параметры - размер, толщину дек, учитывали углы…
C другой стороны, местной землей владели магнатские роды Великого княжества Литовского - Сапеги, Жабы. Последними владельцами земли в этих местах значится род Плятеров, графское имение которых сохранилось до наших дней, а в молитвенном доме сейчас и размещается местный музей.
- Его экспозиция создавалась 25 лет назад из предметов быта, собранных местными жителями. Вероятно, скрипка попала сюда в то время, - рассказала журналистам научный сотрудник отдела Германовичского музея культуры и быта Лариса Мяделец.
- Нам бы очень хотелось, чтобы это было правдой, но шансов на то, что наша скрипка сделана самим Страдивари, очень немного, - сомневается директор музея Людмила Новицкая.
Экспертизу скрипки будет проводить экспертный совет при Белорусском музее истории музыкальной и театральной культуры.
ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
«Мадонна с младенцем» пылилась на чердаке
Картина флорентийского художника XVI века, висевшая когда-то на хорах епископальной церкви Всех святых американского городка Уэст-Ньюбэри, казалась прихожанам настолько непривлекательной, что ее забросили на чердак. Лишь через несколько десятков лет «Мадонну с младенцем» отправили для оценки в Нью-Йорк, где к ней отнеслись с должным вниманием.
Эксперты «Сотби» установили, что это работа Андреа дель Сарто. За «Мадонну с младенцем» на аукционе выручили более полутора миллионов долларов.
Три недели спустя после кражи недалеко от дома скрипача инструмент среди мусора обнаружила медсестра одной из клиник. Она возвращалась после визита к пациенту и заметила скрипичный футляр. Не имея представления о ценности находки, она сначала попросила своего приятеля починить ее или сделать подставку под компакт-диски.
Когда верстался номер
Мы переслали фотографию скрипки известному итальянскому мастеру из города Кремона, где в свое время работал Страдивари. Стефано Конья много лет создает инструменты по образцам гениального мастера. К сожалению, он считает, что эта скрипка не имеет к Страдивари никакого отношения и не принадлежит к работам старых итальянских мастеров. Скорее всего, это недавняя копия.