"Бабушка перформанса" Марина Абрамович стала жертвой другого акциониста. В воскресенье, 23 сентября, 51-летний чешский художник ударил ее по голове картиной. 71-летняя сербская художница думала, что мужчина хочет сделать ей подарок, когда она в сопровождении толпы выходила из музея Палаццо Строцци во Флоренции, где проходит ее выставка.
- В толпе был человек, который держал мой портрет, он подошел, глядя мне в глаза, и я улыбнулась, думая, что это подарок для меня. Через долю секунды я вижу, как его выражение меняется, он приближается ко мне очень быстро и решительно, и вдруг ударяет меня. Я была в шоке, - цитирует Марину Абрамович издание Repubblica.
Художница рассказала, что после того, как мужчину задержала охрана, она попросила встретиться с ним, чтобы спросить, почему он это сделал.
- Я никогда не убегаю от проблем. Я им противостою. Поэтому его привели, и я спросила: "Зачем ты это сделал? В чем причина? Зачем это насилие?" Я никогда не встречалась с ним раньше. Он сказал: "Я должен был сделать это для своего искусства". Это был его ответ.
Директор музея Артуро Галансино опубликовал в Инстаграм селфи с Мариной Абрамович, чтобы подтвердить, что с художницей все в порядке. Он также рассказал, что нападавший ранее устраивал публичные акции с раздеванием и лежал на фальшивых долларовых купюрах.
Культурная общественность осудила поступок чеха и не увидела в нем художественной ценности.
- Это является классическим примером преодоления линии, которая, по нашему мнению, ясна, но, очевидно, нет, - которая отделяет искусство от пошлости или, еще хуже, от бессмысленного насилия… Вероятно, была идея спровоцировать великого провокатора, бросить вызов тому, кто бросил вызов тысячам зрителей во всем мире, сделать свой собственный "художественный" жест с Абрамович. Но это было не так. В акте удара вместо этого есть только глупость, которую нужно забыть, - говорится в публикации Agenzia Giornalistica Italia.
Ретроспектива Марины Абрамович продлится в музее Palazzo Strozzi до 20 января. На ней представлено около 100 работ художницы разных лет, среди которых фотографии, живопись, видео и инсталляции.
Марина Абрамович не исключила, что проведет в Киеве еще несколько перформансов. По словам Абрамович, она ждет предложений, Киев - город, в котором еще не представлен ее Институт. Она отметила, что для проведения перформансов не нуждается в музейном помещении, ей достаточно пространства, где есть шкафчики, чтобы зрители могли отставлять вещи и гаджеты.