Под конец урока восьмиклассники писали самостоятельную работу. По одному из заданий учительница информатики поставила ученику минус. Тринадцатилетний мальчик отреагировал неожиданно – швырнул стул в учительницу, а затем восемь раз ударил ее ножницами. Все это произошло на глазах у одноклассников.
Учительницу госпитализировали в тяжелом состоянии. У женщины травма головы и пробитое легкое. Самого нападавшего также увезли в больницу в шоковом состоянии. Ведется следствие по статье "Нанесение тяжких телесных повреждений".
"КП" в Украине" узнала, что говорят и о школьнике, и о самой учительнице.
По предварительной информации, напавшего ученика зовут Максим. В классе он был новеньким – в Киев приехал из Калуша Ивано-Франковской области, где жил с бабушкой. В столице проживает его мама, судя по всему, "непростая". После того как женщина узнала, что сделал ее сын, тут же подключила адвокатов. Комментариев не дает.
Из личных источников "КП" в Украине" удалось узнать, что Максим - как перелётная птица: то три года в Америке жил, то у мамы в Киеве, затем был отправлен к бабушке на воспитание и вот снова переехал в столицу. О том, что мальчик не особо отличался от других учеников этой школы, подтвердила и директор.
- Абсолютно нормальная характеристика за четыре класса, после этого характеристик нет, – говорит Виктория Кузьменко, - оценки тоже средние и разные, и хорошие, и плохие, и 11 баллов, и меньше. В медицинской справке указано, что мальчик здоров. Пока учился эту неделю – агрессию не проявлял, нормальный ребенок.
Елена Карачун, классная руководительница восьмого класса, где учился Максим, также говорит о том, что мальчик самый обыкновенный, возможно, чуть подавленный, потому что только перевелся, но даже за эту неделю смог подружиться с одноклассниками.
По предварительным данным, пострадавшая Людмила Павловна Кохно – педагог пенсионного возраста с 20-летним стажем работы. Учитель высшей категории, учитель-методист, преподавала информатику. Педагоги о ней отзываются лишь с положительной стороны, но в сети уже начали расходиться слухи о том, что 64-летняя Людмила Павловна имела не самую лучшую репутацию среди своих учеников.
"История о том, как ученик напал на учительницу, но там не сказано, что эта учительница - жестокая истерическая женщина, которая доводила детей до бешенства. Она действовала как психически больная. Рвала на девушках браслеты, вырывала из рук телефон и бросала на пол, смешивала их с дерьмом, унижала, ставила плохие оценки за то, что завис компьютер, - пишет в "Фейсбуке" тетя одной из бывших учениц этой школы. - Она не должна была работать с детьми. Не представляю, как надо было достать ребенка, чтобы он так сделал. Но теперь парню с этим жить".
Рассказывают в сети о случившемся и родители со слов своих детей, ставших очевидцами произошедшего.
"Оля пришла и рассказала, что у них сегодня было ЧП. Только ее рассказ отличается от того, что в новостях. В новостях говорится, что учительница просто поставила мальчику плохую оценку за самостоятельную, и он ее начал бить ножницами, а потом разбил ей голову стулом. Но про эту учительницу я слышу уже третий год и от учеников, и от родителей. Она очень несдержанная, орет на детей, оскорбляет их. При этом, сколько на нее не жаловались и не просили заменить, директор школы разводит руками", - рассказывает мама ученицы школы №94.
Алексей Лазаренко, вице-президент Всеукраинской фундации "Защита прав детей", бывший руководитель милиции по делам несовершеннолетних:
- Реакция нереально резкая. Ладно бы только швырнул в учительницу стулом, но он же бросился ее добивать… В этом деле очень много вопросов, ответы на которые должен искать следователь. Почему после четвертого класса у ребенка нет характеристик, был или нет со стороны учителя буллинг, откуда, в конце концов, взялись эти ножницы? Ребенок однозначно пройдет психолого-психиатрическую экспертизу. Если его признают больным, то направят на принудительное лечение. Если здоровым, то ввиду возраста освободят от уголовной ответственности с принудительными мерами исправительного характера.
Уголовное дело могут закрыть на стадии следствия. Но могут и по решению суда. По словам Алексея Лазаренко, в ближайшее время следователь должен передать материалы в суд для решения по мере пресечения.
- Суд может определить мальчика в приемник-распределитель – это подобие следственного изолятора для детей, но такое решение маловероятно, - говорит Алексей Лазаренко. – Скорее всего, суд наложит запрет на посещение школы и отдаст мальчика под круглосуточный присмотр родителей.
Дальнейшая судьба восьмиклассника тоже имеет два варианта. Самый жесткий - это школа социальной реабилитации (бывшая спецшкола). Но сейчас в Украине такая всего одна – в пгт Камышеваха Запорожской области. Куда больше вероятность, что мальчик опять окажется под присмотром родителей.
- С такими детьми должны заниматься в центрах пробации (альтернативное наказание, включающее корректирующие программы), но такие в Украине только создаются, хотя должны были заработать с 2015 года, - говорит Алексей Лазаренко.
Школьник, который бросается с ножницами на учителя, это ненормально. Возможно, если бы с Максимом поработал школьный психолог, а классный руководитель помог с адаптацией в классе, ЧП не случилось бы.
Мы задали вопрос о том, должен ли быть период адаптации в школе и стоит ли учителям делать поблажки новеньким на уроках, соучредителю общественной организации "Батьки SOS" Алене Парфеновой.
- Я думаю, не столько поблажки, сколько нужна именно социализация ребенка в новом коллективе - ведь это всегда стресс даже для взрослых, которые меняют место работы, - говорит Алена Парфенова, и добавляет, что в школах работают психологические службы, которые должны помогать новеньким социализироваться. Но к школьным психологам, по словам Алены Парфеновой, обращаются редко, да и уровень школьных психологов часто оставляет желать лучшего.
- Приход в класс нового ученика - это всегда стресс. В первую очередь для самого ребенка, потом уже для класса, так как это "инородное тело" нужно принять. Новенькому всегда сложно адаптироваться в незнакомом коллективе, даже если он выбрал задиристое или хамское поведение как защиту. Классный руководитель должен провести как минимум две беседы: индивидуальную с новеньким, и групповую - с классом. Новенькому нужно рассказать о классе, о ребятах, которые там учатся, об особенностях взаимоотношений. Классу – рассказать о новеньком, о том откуда он, где учился раньше, чем увлекается. Иными словами – ввести в класс, попросить "любить и жаловать", - рассказывает "КП" в Украине" заслуженный работник образования Людмила Макаренко.
По словам педагога, статус "новенького" длится от месяца до полугода. За это время ученик или вливается в коллектив, или коллектив его отторгает. И тогда уже нужно вмешиваться и психологу, чтобы выяснить причины и устранить их, и классному руководителю, чтобы повлиять на остальных учеников класса.
Нина Кокойло, психолог центра "Градива":
- Если оценить ситуацию в общих чертах, то такая спонтанная агрессия может характеризоваться как поступок отчаяния. За счет этого ребенок получил внимание, на что-то отреагировал. Сама учительница может вовсе не иметь отношения к такой реакции ребенка. Это может быть проекция других обид. Вот так бывает: идет человек весь напряженный, кто-то наступает ему на ногу и получает сполна за все, что накопилось.
Геннадий Зильберблат, главный психиатр Киевской области:
- Реакция мальчика однозначно патологическая. Обычный подросток может расплакаться, выбежать из класса наговорить учителю плохих слов – это укладывается в норму. В этом же случае речь идет как минимум о психопатии, максимум – о психическом заболевании. Мальчика однозначно должны и будут обследовать специалисты.
Доктор отмечает, что исследовать нужно все – от наследственности до того, какие книги читал ребенок, какие любил фильмы, какими увлекался играми.
- В обществе сейчас повышенная агрессивность, и это особенно сильно откладывается в сознании подростков.