"Мы с другом как раз рыбачили, когда самолет планировал над лугом - там, где сейчас киевский жилой массив Осокорки. Лайнер прошел под высоковольтной линией, и на миг показалось, что вот-вот зацепит ее хвостом, но нет. Легонько на своем животике прокатился по влажному лугу и сел в болото", - вспоминает киевлянин Александр, один из немногочисленных свидетелей аварийной посадки пассажирского Як-40 в далеком 1976 году.
Многие ли в Киеве слышали историю о том, что когда-то на Осокорках "утонул" реактивный пассажирский самолет? Хотя на самом деле не утонул, а успешно сел на воду, причем ни один пассажир не пострадал. Но в то время, больше 40 лет назад, о чудом не случившейся катастрофе пресса не писала. А жители старых Осокорков уже давно уступили свои земли новым поколениям, не знающим, что их дом стоит на участке легендарного происшествия.
Но "КП" в Украине" удалось найти стюардессу того рейса, ставшего уникальным и для истории украинской авиации, и для Киева, и даже для самолета.
Як-40 с бортовым номером СССР-87541 был выпущен в конце июля 1975 года. Небольшой самолет предназначался для регулярных пассажирских рейсов из Литвы в Украину. Но первый полет состоялся лишь через год - 2 июня 1976 года - открытием рейса Каунас - Киев - Симферополь. Пассажиров - примерно 28 человек, среди которых журналисты - они собирались сделать репортаж о полете и самолете - и простые люди, летящие к родственникам в Украину. Весь полет прошел спокойно и легко: кто-то курил в салоне, кто-то бурно обсуждал, какие конфеты в качестве гостинцев везет из Вильнюса. Самолет заходил на посадку в Киеве, как вдруг наступила оглушительная тишина: разом замолчали все двигатели.
- Я в это время находилась в последнем ряду рядом с журналистами, - рассказала "КП" в Украине" стюардесса того рейса Рита Мотова. - Один сразу насторожился: почему так тихо? Он когда-то служил в десантных войсках и интуитивно понял, что что-то не так. Я решила разобраться в ситуации и утолить любопытство журналиста, пошла в кабину пилотов.
Кстати, в киевских сплетнях именно этот поступок Риты, у которой это был лишь второй полет, многие примут за причину того, что произошло дальше. Злые языки врали, дескать, стюардесса принесла в кабину пилотам кофе, нечаянно задела какой-то рычаг и вырубила двигатели.
Но на самом деле все обстояло иначе.
|
Во время захода на посадку при нормальных метеоусловиях на высоте 700 м экипаж получил указания диспетчера принять высоту в 400 м. Командир самолета Виктор Штилюс дал указание неопытному (первый полет после училища) бортмеханику Синкявичусу установить режим двигателей "малый газ" и приступил к снижению машины. Но бортмеханик задвинул не те рычаги, и три двигателя остановились. Запустить их снова на 400 метрах бесполезно, до земли меньше минуты.
- Командир сказал мне, что самолет идет на аварийную посадку и я должна проверить, у всех ли пристегнуты ремни, - вспоминает Рита Мотова. - Я пошла, стараясь не подавать виду, что самолет на самом деле падает.
К счастью, Як-40 хорошо планирует, хотя настоящими героями в этой истории, конечно, были пилоты.
- Мы летели над Днепром, и командир думал садиться на реку. Но второй пилот чудом заметил лесок, кустарники по левому борту, и приняли решение направить самолет туда, - продолжает рассказ стюардесса. - Посадка была жесткая, но спасло липкое, мягкое болото.
Ни один из пассажиров не понял, что произошла аварийная посадка, - люди опомнились, когда не увидели в иллюминаторы привычные здания аэропорта.
- Паники не было, даже наоборот: когда нас забирали резиновыми лодками спасатели, прибывшие из "Жулян", пассажиры шутили, смеялись, вели себя так, словно в болото и назначался наш маршрут, - улыбается Риты.
Из Вильнюса прилетел резервный самолет, который забрал пассажиров в Симферополь. Экипаж Яка остался в Киеве для выяснения обстоятельств. Допросы длились два дня. Пресса в Литве и Украине о случившемся не писала.
- По возвращении домой я продолжила работу стюардессой. В 1982 году перевелась в Вильнюс, где летала до 2000 года, - рассказывает Рита Мотова. - Бортмеханику, по чьей вине все это произошло, киевский суд назначил 4 года условно и штраф в 10 000 советских рублей. Второй пилот получил строгий выговор, но спустя время дослужился до командира. К сожалению, сегодня его уже нет в живых. Виктора Штилюса перевели на 3 месяца во вторые пилоты, после этого он не долго еще летал и в итоге покинул профессию.
Рита Мотова сейчас проживает в Америке и часто вспоминает тот случай на болотах Осокорков. Рассказывает друзьям, что с тех пор у нее два дня рождения, вторым является 2 июня 1976 года.
- После того полета я стала прислушиваться к каждому звуку и запаху на борту. Это такая история, которая навсегда останется со мной, - улыбается бортпроводница.
Интересна история и самого самолета.
Як-40 простоял на болоте Киева несколько дней, на него ходили смотреть все жители близлежащего района. Правда, как рассказывают очевидцы, близко людей к самолету не подпускали охранявшие его милиционеры, но Як и так было отлично видно. Он уже не летал, а плавал в мутных водах на заросшем лугу.
После случившегося в конструкцию самолетов внесли изменения, чтобы не допустить полного отключения двигателей во время полета. Позже эту аварийную посадку на воду разбирали на учебном аэродроме
КИИГА вблизи аэропорта "Жуляны" - студентам выдавали рукописные цветные альбомы со схемой захода Як-40 на посадку.
Самолет извлекли из болота и отправили на реконструкцию, а затем и в эксплуатацию. До 1988 года Як-40 принадлежал Каунасской объединенной авиационной эскадрилье, с 1992 -го по 2007 год он перекочевал в российскую авиакомпанию в Воронеже.
С 2017 года легендарный борт входит в состав украинской авиакомпании "Мотор-Сич". Лайнер подвергли капитальному ремонту - он долгое время служил перевозчиком частных заказов VIP-класса, но теперь все же вернулся на регулярные пассажирские рейсы. Борт и сейчас совершает полеты по маршруту Запорожье - Минск, и люди, которые пользуются его услугами, наверняка даже не подозревают, на каком уникальном самолете поднимаются в воздух.